Тема 1. Предмет и задачи педагогической психологии.
План
1 Предмет педагогической психологии.
2 Задачи педагогической психологии.
3 Методы исследования в педагогической психологии.
4 Основные категории педагогической психологии.
Предмет педагогической психологии.
Педагогическая психология развивается в двух направлениях: как базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания, и как прикладная, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.
Всегда, в том числе и в наши дни, взгляды ученых на предмет педагогической психологии неоднозначны.
Б.Г. Ананьев считает, что предмет психологии – пограничная, комплексная область знаний, которая заняла «определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений».
Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе 3-х разделов: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.
|
|
Н.Г. Талызина же подчеркивает, что «педагогическая психология изучает прежде всего процесс учения, характеристики, его структуру, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть учебной деятельности учащихся».
По мнению Крутецкого В.А., педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления…, изменения в психике (новообразования)…С точки зрения И.А.Зимней, область исследования педагогической психологии расширяется и в ее структуру входят:
1. психология образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности);
2. психология учебной деятельности и ее субъекта - обучающегося (ученика, студента);
3. психология педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);
4. психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Область исследования хотя и расширяется, но, по сути, остается традиционной: обучение, воспитание, учитель.
На современном этапе педагогическая психология дифференцируется на
-психологию * высшей школы,
* школьного обучения,
-психологию* профессионального образования.
|
|
Если педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы, а психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания, то современная отечественная педагогическая психология изучает:
· психологические механизмы управления обучением (Н.Г. Талызина), образовательным процессом в целом (В.С. Лазарев);
· управление процессом усвоения обобщенных способов действий (В.В. Давыдов),
· учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов),
· индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность образовательного процесса,
· сотрудничество (Г.А. Цукерман),
· личностные особенности обучаемых и учителей (Кан-Калик, Н.С. Лейтес, В.С.Мерлин).
В целом, можно сказать, что педагогическая психология изучает:
- психологические вопросы управления,
- исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов, теоретического мышления, способностей.