Противостоять социальному давлению способен только маленький (?) героизм. Большинство людей виновны в зле бездействия, потому что кажется что сама жизнь приучила «не вмешивайся, не влезай не в свое дело». Чтобы делать добро, надо стать ненормальным. Все идет своим чередом, все проходят мимо, а ты нет.
В героизме есть две ключевых вещи.
А: надо действовать, когда остальные люди пассивны.
Б: действовать надо ради общего блага, а не собственного.
Мы до сих пор как следует не понимаем, почему тысячи обычных людей в любой стране мира, оказавшись в особых обстоятельствах, совершают героические поступки. Но стоит верить, что все мы — герои, ждущие своего часа. Это выбор, который в тот или иной момент придется сделать каждому из нас.
Если Ахиллес — архетип героя войны, то Сократ занимает то же место среди гражданских героев. Его учение было так опасно для афинских правителей, что он стал жертвой государственной цензуры, а в итоге был осужден и приговорен к смерти за то, что отказался отречься от своих взглядов. Если сравнить военный героизм Ахиллеса с гражданским героизмом Сократа, становится ясно, что, хотя геройские поступки обычно совершаются ради других людей или фундаментальных нравственных принципов общества, герой часто находится в эпицентре действия конструктивных и деструктивных сил. Л. Хьюз-Халлет считает, что «крылья возможности покрыты перьями смерти». По ее мнению, герои подвергают себя смертельной опасности, чтобы добиться бессмертия. И Ахиллес, и Сократ — яркие примеры героизма, они идут на смерть ради тех норм поведения, в соответствии с которыми решили жить, хотя эти нормы очень разные.
|
|
Выбор Сократа, решившего умереть ради своих идеалов, служит вечным напоминанием о силе гражданского героизма. Легенда гласит, что в час смерти Сократ вызвал к жизни образ Ахиллеса, отстаивая свое решение умереть, но не подчиниться тем, кто пытался заставить замолчать его голос в борьбе с деспотизмом.
Вот еще один героический поступок: «неизвестный мятежник» противостоял 17 танкам, брошенным на площадь Тяньаньмэнь, чтобы разогнать митинг свободы во время демократического восстания в Пекине 5 июня 1989 г. Этот юноша остановил почти на 30 минут смертельное наступление танковой колонны, а потом залез на передний танк — говорят, он стал кричать танкисту: «Что вы здесь делаете? Вы принесли хаос в этот город. Возвращайтесь назад, развернитесь и прекратите убивать людей». «Человек-танк» мгновенно стал международным символом сопротивления; он с честью прошел окончательное испытание личной храбрости и навсегда увековечил гордый образ человека, в одиночку бросающего вызов военной мощи. Фотография этого человека облетела весь мир и сделала его универсальным героем. Точно неизвестно, что с ним случилось после этого героического поступка. Сообщали, что он был брошен в тюрьму, казнен и даже что ему удалось спастись. Но что бы с ним ни случилось, его статус гражданского героя был признан всеми. Журнал Time в апреле 1998 г. включил «человека-танка» в список 100 самых влиятельных людей двадцатого века.
|
|
К традиционному представлению о том, что герои — какие-то исключительные люди, мы можем теперь добавить противоположную точку зрения: некоторые герои — обычные люди, совершившие необычный поступок. Первый образ более романтичен, к нему благоволят древние мифы и современные СМИ. Он предполагает, что герой сделал что-то, чего обычный человек на его месте не сделал бы или не смог бы сделать. Эти суперзвезды, должно быть, родились героями. Они — исключение из правил.
Вторая точка зрения состоит в том, что «исключения подтверждают правило». Она побуждает нас исследовать взаимодействие между ситуацией и человеком, мотивы, побудившие его действовать героически, в определенное время и в определенном месте. Ситуация может стать либо катализатором, побуждая к действию, либо устранить препятствия действию, например, сформировать коллективную социальную сеть поддержки. Примечательно, что в большинстве случаев люди, неоднократно совершавшие героические поступки, не считают себя героями.
Такие вершители героических дел, как правило, говорят, что просто сделали то, что в тот момент казалось им необходимым. Они убеждены, что на их месте любой поступил бы так же, или не могут понять, почему другие этого не сделали. Нельсон Мандела говорил: «Я был не мессией, а обычным человеком, я стал лидером в результате необычных обстоятельств». Так часто говорят самые разные люди, совершившие героический поступок: «В этом не было ничего особенного», «Я сделал то, что нужно было сделать». Все это — слова «обычного» воина, нашего «банального героя». Давайте противопоставим эту позитивную банальность тому, что Ханна Арендт называет «банальностью зла».
Эта новая тема универсальности обычных героев побуждает нас по-новому взглянуть на обычных героев среди нас, на тех, чьи ежедневные жертвы делают лучше нашу жизнь.
И поэтому последний вывод, который можно извлечь из нашего путешествия в сердце тьмы и обратно, состоит в том, что героические поступки и людей, которые их совершают, необходимо прославлять. Эти поступки и эти люди создают самые важные связи между нами: они создают единую Человеческую Связь. Злу, таящемуся среди нас, нужно противостоять и в конечном счете преодолевать его ради живых сердец и героической решительности каждого из нас. И это не просто абстрактная концепция. Как напоминает нам российский писатель и бывший узник сталинского ГУЛАГа Александр Солженицын: «Линия, разделяющая добро и зло, проходит… через каждое человеческое сердце — и через все человеческие сердца».
Факторы смещения баланса в сторону ТБ | Факторы сохранения баланса/смещения в сторону СБ |
иерархия вертикальная (где темный властелин, и где ты); обесценивание как аксиома | иерархия горизонтальная (каждый может придти и поговорить с Гэндальфом) |
абсолютная власть авторитета | власть авторитета основана на результатах, демократически стиль правления |
наличие догматов о непогрешимости и моральном абсолюте | наличие понимания неоднозначности человеческой природы |
деиндивидуация | утверждение уникальности и значимости каждого |
групповая ответственность | личная ответственность |
преобладание коллективного над индивидуальным | легитимизация личной ценности |
стигматизация критического мышления | поощрение индивидуации (не путать с индивидуализацией) |
высокая плотность событий, постоянные штурмы | наличие времени на рефлексию |
безопасности нет | наличие условия для рефлексии |
дегуманизация противника | умение привлекать союзников в стане врага и принятие рисков от этого решения |
узаконенное зло бездействия | зло бездействия - тоже зло |
конформизм | принятие риска героизма (гибель персонажа) |
меняющиеся правила, но их надо исполнять | последовательность лидеров |
высокая цена выхода из порочной системы + отсутствие возможности второго шанса | наличие возможности "второго шанса" |
пренебрежение к малому ради "цели" | внимание к малому, снимать котенка с ветки - работа аврората |
создание ощущения бесперспективности сопротивления, выученная беспомощность | наличие успешного опыта сопротивления в рамках этого мира |
преобладание сиюминутных выгод "вечное сейчас" | возвращение чувства будущего |
большая ложь или цель оправдывает средства | внимание к этической составляющей методологии |
две большие противостоящие группы | много малых групп (от 5 человек) в каждом блоке |
наличие "переименовывающей" идеологии | возвращение имен явлениям и событиям |
заложенная "избранность" и "незаменимость" личности героя | героем может стать каждый |
Если подытоживать то: если вы хотите чтобы все пошло «как в жизни» - не управляйте ситуацией на игре, не вмешивайтесь. Просто назовите по-разному стороны, воспроизведите условия цейтнота, выученной беспомощности, организуйте толпу и жесткую власть авторитетов. И – просто сидите. Социальные механизмы банального зла охотно воспроизведут себя сами. Именно поэтому делать игры про «концлагерь» (по сути воспроизводить СТЭ) – вовсе не сложно.
|
|
Если хотите сказку про добро: придется ответить на вопрос «что я хочу сказать игрой людям?» и «как я это сделаю?», работайте ДО игры с СБ, управляйте ситуацией с помощью игротехники на игре. внимательно относитесь к кастингу СБ (не давайте власть тому, кто хочет только ее, точнее кто не может удовлетворяющим вас способом ответить на вопрос зачем она ему и что он будет делать если ее у него не будет). Отслеживайте риски смещения (см. таблицу), управляйте или игротехнически, сюжетно, а также закладывая в концепт факторы выравнивания.
|
|