Модель олигополии со сговором (картель)

Модель картеля представляет собой крайний случай кооперированной олигополии. Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли116. Картель предполагает явный сговор между продавцами: относительно принципа установления цен; раздела рынков сбыта; квот производства и сбыта участников; обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес. Из современных легальных картелей наиболее известным является ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти. В современных условиях картели существуют в более гибких и разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Выделяют два основных тина картелей, а) картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и б) картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей.

Существует два условия для успеха картеля:

1) стабильная организация картельного типа должна формироваться из участников, которые согласовывают цену и уровни производства, а затем придерживаются данного соглашения;

2) потенциал для монопольной власти. Даже если картель решит организационные проблемы, поднять цену не так просто, когда кривая спроса отрасли высокоэластична117.

В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор. Тайный сговор - это негласное картельное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом118. Картельное объединение способно максимизировать прибыль, если действует как монополия, т.е. если члены картеля действуют как одна фирма. Подобная ситуация изображена на рис. 62.

Рис. 62. Прибылемаксимизирующий картель

Общей рыночной кривой спроса соответствует рыночная кривая MR. Кривая МС картеля является горизонтальной суммой кривых МС его членов. Прибыль максимизируется при выпуске Q* и цене Р* при МС = MR. Однако, договорившись по поводу картельной цены, члены картеля могут соперничать друг с другом, используя неценовую конкуренцию за получение большей доли от продаж Q*. Если же, с другой стороны, члены картеля договорятся между собой о разделе рынка, то каждый из них получит соответствующую квоту119.

Однако картельные объединения недолговечны. Во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться о цене и объемах рынка, так как, даже выпуская схожую продукцию, они имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение устроить демпинг с целью захвата рынка. И наконец, четвертая причина120. Жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены снизить цены, пытаясь вернуться к прежнему объему выпуска с более низкими издержками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: