Тема: «Учет расчетных операций»

1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.

2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (покупателями и заказчиками).

3. Учет расчетов по претензиям.

4. Учет прочих расчетов.

Ответы:

1. Расчеты – это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу машин, сырья, материалов, услуг, готовой продукции. Нетоварные операции связаны с расчетами с научно – исследовательскими и учебными организациями и заведениями, с жилищно – коммунальными организациями по квартплате, с клиентурой по претензиям. Нетоварные операции учитывают на счете 76 и 73

Под дебиторской задолженностью понимается долг различных организаций, а также долг работников данного предприятия. Лица и организации, которые должны предприятию, называются дебиторами. Кредиторская задолженность представляет собой долг организации не только своим работникам, но и другим юридическим и физическим лицам.

Период, в течение которого предприятие может получить имеющуюся задолженность в судебном или ином порядке – называют сроком исковой давности. По истечении данного срока (3 года) суммы дебиторской и кредиторской задолженности подлежат списанию. Срок исковой давности для отдельных видов требований может быть увеличен или уменьшен. Срок начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, который определен договором; или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование.

Сумма дебиторской задолженности по истечении срока списывается на уменьшение финансовых результатов организации или же на уменьшение резерва по сомнительным долгам. Дт 63, 91 Кт 62,76

Для списания дебиторской задолженности, по которой товар поставлен, а оплата не произведена, необходимо иметь следующие документы: договор на поставку продукции; документы, подтверждающие поставку; определение арбитражного суда о принятии дела к производству.

Эта, списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной и учитывается бухгалтерией на специальном забалансовом счете 007 (на данный счет не распространяется принцип двойной записи). По данному счету сумма будет числиться в течении 5 лет с момента списания, для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Сумма кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности относится на финансовый результат записью: Дт 60, 76 Кт 91

2. Производственные запасы материалов и других ценностей, необходимых для обслуживания производственного процесса и ведения хозяйственной деятельности, пополняются за счет их поставок организациями – поставщиками или прочими организациями на основе договоров, в которых предусматриваются: номенклатура материалов (ценностей0, количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки, виды и срок проведения работ, оказания услуг.

Организации – поставщики на отгруженную продукцию выписывают счета, платежные требования, счета – фактуры, передают их или пересылают почтой покупателям, последние оплачивают их в соответствии с условиями договоров. Оперативный учет выполнения договорных обязательств в организациях осуществляет отдел маркетинга, поэтому документы в первую очередь поступают в этот отдел или финансовый. Сотрудники этого отдела должны проверить соответствие их договорам, зарегистрировать в журнале учета поступающих грузов, сделать отметку в книге учета выполнения договоров и акцептовать, т. е. дать согласие на оплату.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета – фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (т-т-н, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг)

Счет – фактура является документом, служащим основанием для принятия предъвленных сумм налога к вычету (68/190. Налогоплательщик кроме того, что должен составить счет- фактуру, должен вести журналы учета полученных и выставленных счетов – фактур, книги покупок и книги продаж. В счет- фактуре должны быть указаны:

- порядковый № и дата выписки документа

- наименование, адрес и ИНН поставщика и покупателя

- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя

- номер платежно – расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок ТМЦ

- наименование поставленных товаров(описание выполненных работ и услуг) и ед. измерения

- кол – во, цена за ед. по договору без учета НДС

- стоимость товаров за все количество поставленных по счету фактуре товаров без налога

- налоговая ставка отражается в отдельной графе

- сумма налога исходя из указанных ставки

- стоимость поставленных ТМЦ с учетом налога

- страна происхождения товара

счет- фактура подписывается руководителем и гл. бухгалтером и заверяется печатью предприятия.

Не менее важным обстоятельством образования задолженности перед поставщиками считается момент перехода права собственности на приобретенное имущество от поставщика к покупателю.

Согласно допущению имущественной обособленности, предусмотренному в ПБУ № 1, имущество, находящееся в собственности организации, должно быть отражено в ее балансе. Из этого следует, что обязательства по расчетам с 60 должны быть отражены организацией:

1. при поступлении непосредственно на склад организации ТМЦ или приемки оказанных услуг и выполненных работ в соответствии с документами поставщика

2. при поступлении материалов и оприходовании их без расчетных документов поставщика на их оплату (т. е. имеет место неотфактурованная поставка)

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без платежного документа. На складе их приходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам и обычно по окончании месяца, когда вероятность получения документа от поставщика исключается, показатели акта регистрируются в журнале – ордере № 6: В графе «Номер счета» проставляется буква Н (неотфактуровано), наименование поставщика, номер приемного акта и учетная стоимость поступивших материалов на склад на группу и по графе «Акцепт». Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются документы, по которым она может быть произведена, отсутствуют. При открытии журнала – ордера № 6 на следующий месяц эта поставка будет зарегистрирована как сальдо на начало месяца – кредитовое. По мере поступления товаро- сопроводительных документов и документов на оплату по этой поставке в следующем месяце они акцептируются организацией, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале – ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе «Акцепт» в сумме платежа. Расчеты с поставщиком таким образом по этой поставке будут закончены

3. при оплате расчетных документов поставщика за материалы, которые до конца месяца не поступили в организацию и находятся в пути или на ответственном хранении у поставщика

Каждая хозяйственная операция по рассмотренному факту имеет свой экономический смысл. Обязательства по расчетам перед поставщиками образовались в момент их оплаты за материалы. Приемка этих материалов, подтверждение соответствия их количества и качества указанным в расчетных документах поставщика не могут быть произведены, так как эти материалы находятся в пути. В то же время они являются имуществом организации, отражение которого на балансе обязательно. Поступление материалов на склад организации оформляется первичными документами, на основе которых устанавливается соответствие всех показателей, характеризующих данную поставку т. е цены, количества, стоимости, качественных параметров. Именно по этой хозяйственной операции формируются реальные данные о стоимости поступивших материалов.

По мере поступления груза на склад кладовщиком выписывается приходный ордер, который при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется по учетным ценам и вместе с платежным поручением (платежным требованием поставщика) регистрируется в журнале – ордере № 6. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу организации – поставщика.

Договором может быть предусмотрена предварительная оплата поставки. В таком случае поставщик поставляет продукцию после получения аванса от покупателя. Размер аванса определяется сторонами в договоре. После окончания поставки и оплаты продукции суммы перечисленного аванса засчитываются при окончательной оплате.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками планом счетов предусмотрен счет 60, к которому открывается отдельный субсчет № 2 «Учет по выданным авансам». Счет 60 является активно – пассивным, сальдо дебетовое свидетельствует о суммах авансов или предоплат, перечисленных поставщикам; сальдо кредитовое – о суммах задолженности организации поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету свидетельствует о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту – о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.

В составе счета 60, немалый удельный вес занимают расчеты за работы и услуги. Отличительной особенностью их является то, что не всегда стоимость оказанной услуги или выполненной работы можно срезу отнести к тому или иному виду затрат и распределить между потребителями внутри организации по подразделениям.(например стоимость воды, электроэнергии и газа). Поэтому одновременно с регистрацией документов, подтверждающих стоимость оказанных услуг и работ, их оплату, бухгалтерия должна иметь распределительные документы внутреннего характера об объеме и стоимости полученных услуг каждым потребителем. С этой целью бухгалтерия может накапливать информацию об объеме, виде и стоимости полученных услуг каждым из них в отдельных регистрах в разрезе статей затрат. При журнально – ордерной форме учета, для таких целей используют листки – расшифровки по дебету счетов 20,23,25,26,44. По окончании месяца общие итоги листков – расшифровок регистрируются в соответствующих регистрах аналитического учета (ведомости № 12,15), где формируются производственные затраты.

Аналитический учет расчетов с поставщиками организуется в разрезе поставщиков, договоров, расчетных документов, видов расчетов. При этом необходимо выделить расчеты по авансам, выданным либо в аналитическом разрезе, либо на отдельных субсчетах. Аналитические данные по счету 60 отражаются в журнале – ордере № 6, который является комбинированным регистром бухгалтерского учета, совмещающем в себе аналитические и синтетические данные. Журнал – ордер № 6 ведется линейно – позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) в журнале – ордере № 6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы НДС, указанной в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям – в разрезе видов материалов. Суммы претензий записываются на основе актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предусмотрен Планом счетов счет 62, к которому открывается субсчет №2 «Учет полученных авансов».

3.

Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам. Эти претензии могут быть урегулированы до передачи дела в суд. Претензию составляет в письменной форме и отправляют факсом, заказным письмом или вручают под расписку. В претензии указывают требования заявителя, сумму претензии, ее расчет, ссылки на соответствующие доказательства, перечень прилагаемых к претензии документов или заверенные их копии. Претензия подписывается руководителем или его заместителем.

Претензия рассматривается в срок до 30 дней со дня ее получения, если иной срок не предусмотрен соглашением сторон. Ответ о результатах рассмотрения претензии сообщается в письменном виде и подписывается руководителем.

При полном или частичном удовлетворении претензии в ответе указывают признанную сумму, номер и дату платежного поручения на перечисление признанной суммы или иной способ удовлетворения претензий. При полном или частичном отказе об удовлетворении претензии в ответе приводят мотивы отказа со ссылкой на соответствующие доказательства, перечень прилагаемых к ответу доказательств, а также перечень возвращаемых документов заявителя.

При получении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.

В случаях, когда в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы, заявитель вправе предъявить в банк поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением соответствующих пеней за просрочку платежа. При отсутствии у должника денежных средств для взыскания признанной суммы организация – кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании соответствующей денежной сумм с обращением взыскания на принадлежащее должнику имущество.

К исковому заявлению в этом случае прилагается справка банка об отсутствии денежных средств на счете должника.

В претензионном порядке можно урегулировать требование о признании договора недействительным, о его изменении или расторжении. Ответ должен быть дан в 10- дневный срок со дня получения требования. Для учета расчетов по претензиям используют счет 76/2, в дебет которого списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков и подрядчиков с кредита счетов:

60 – на суммы несоответствия цен и тарифов, качества, арифметических ошибок, недостач грузов

-10- на суммы завышения цен и тарифов, несоответствия качества по уже оприходованным ценностям

-20- за брак и потери, возникшие по вине подрядчиков

-55, 51,52 – по суммам, ошибочно списанным со счетов организации

-91- по штрафам, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей за несоблюдение договорных обязательств.

Суммы удовлетворенных претензий списывают записью Дт 51 Кт 76/2

Аналитический учет ведется по каждой выставленной претензии, а синтетический учет ведется в журнале – ордере № 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: