Типология Р. Лайкерта

Основана на теории лидерства, разработанной Р. Лайкертом. Основные идеи теории Р.Лайкерта заключаются в следующем:

1 Лидером может быть только тот, кто способен выполнить роль связующего звена между разными уровнями, кто способен информировать сотрудников о намерениях высшего руководства, а высший менеджмент о намерениях, о поведении сотрудников. Роль связующего звена

2 Принцип поддержания отношений. Заключается в том, что лидер должен обеспечивать отношения между сотрудниками, чтобы они были взаимодополняющими и направлены на поддержание личного достоинства и значимости сотрудника.

Ключевой принцип классификации организаций – типы принятого управленческого стиля.

1 Эксплуататорская или авторитарная организация. Менеджеры не доверяют своим подчиненным. Мотивация основана на страхе, угрозах и случайных поощрениях.

Мотивация – стремление человека к достижению предельно возможных целей (А. Маслоу). (мotif – (фр.) – побудительная причина, повод к какому-либо действию).

Поток информации направляется сверху вниз, а та скудная информация, которая поступает наверх, как правило, неточна и искажена. Цели навязываются сверху, где принимаются все важные решения.

2 Благожелательная, авторитарная организация. Менеджеры и их подчиненные демонстрируют взаимоотношения по принципу «мастер-работник». В большей мере, чем в организациях первого класса, подчиненные посвящены в дела организации. Здесь более развита система поощрений, лучше организован поток информации наверх. Взаимоотношения менеджеров и подчиненных можно назвать патерналистскими.

Патернализм (от лат paternus - отцовский, отеческий) – управленческая доктрина об «отеческом» отношении к наемным работникам «через проведение благотворительных, поощрительных мероприятий.

3 Консультативная организация. Менеджеры все еще осуществляют полный контроль, но обращаются за консультациями к своим работникам, прежде чем принять окончательное решение. Сообщения наверх осторожны и неоткровенны, отсутствует свободная передача информации.

4 Организация, основанная на участии. Менеджеры доверяют подчиненным и убеждены в том, что их персонал ответственно трудится для достижения поставленных целей. Сообщения налажены четко, информационный поток осуществляется вертикально и горизонтально. Цели формулируются по принципу соучастия людьми, которые непосредственно вовлечены в практическое решение задач.

Большая часть менеджеров создает структуры 2-го и 3-го классов, 4-й класс, который Р. Лайкерт считает наиболее предпочтительным, требует много сил и времени для реализации.

Организация 1-го и 2-го классов характеризуются незначительной групповой лояльностью, неполной реализацией поставленных целей, крупными конфликтами, меньшей готовностью к сотрудничеству и более низкой мотивацией персонала. Как следствие – меньшие объемы продаж, более высокие торговые издержки и низкие заработки всех сотрудников организации. Организационные структуры 4-го класса, с их акцентом на взаимоотношения, групповое принятие решений добиваются больших объемов продаж, высокой заработной платы при значительно меньших издержках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: