План: Необходимость бизнес-планирования. Бизнес-план редакции, его свойства и типология. Регулярный менеджмент в редакции. Роль главного редактора, коммерческого (финансового) директора и главного бухгалтера. Организационная структура и штатное расписание.
1. Бизнес-план и его необходимость.
Планирование подразумевает определение целей и путей, какими эти цели достигаются. Планирование деятельности предприятия -- не обязательно плод командно-административной экономики. В рыночной экономике не планировать свои действия также невозможно. Планирование, как правило, отвечает на вопрос -- как сделать присутствие на рынке более весомым, как продать больше товара и получить большую прибыль, при этом живя по средствам. То есть речь идет о том, как создать план, позволяющий меньше затрачивать и больше получать. А в конечном итоге -- более рационально использовать дорогие и ограниченные, недостаточные ресурсы. В случае со СМИ главными из этих ресурсов будут не только материальные ресурсы -- оборудование, бумага, каналы для вещания, но и интеллектуальная собственность, объекты авторского права (тексты, программы, элементы дизайна), а также рабочее время и люди, которые трудятся в редакции -- журналисты, дизайнеры, фотографы, операторы, звукооператоры, редакторы, технический персонал... То есть в производстве нашего специфического товара сочетаются материальный и стоимостной фактор с фактором интеллектуальным и человеческим.
|
|
Планируются обычно такие важные направления работы предприятия как сбыт, финансы, производство, закупки. Все частные планы взаимосвязаны и часто складываются в единый бизнес-план, который становится для руководства предприятия инструментом управления.
Процесс планирования проходит несколько этапов:
1. Разработка общих целей. 2. Определение конкретных, детализованных целей на небольшой, но определенный период (полгода, год, несколько лет). 3. Определение путей и средств которыми достигаются цели. 4. Контроль -- сопоставление фактически достигнутого с плановыми показателями. При этом всегда учитываются ресурсы, которые предприятие имеет для решения этих задач.
Планирование всегда ориентировано на данные прошлого и стремится определять и контролировать развитие на перспективу. Надежность планирования зависит от точности фактических данных о прошлом: то есть, от достоверной оценки ситуации, от точной статистики и правильной оценки тенденций, от точности и добросовестности бухгалтерского учета.
Конечно, предприятие всегда лишь малая часть общего рынка и всей экономики. Поэтому, чтобы учесть все факторы, которые могут на него воздействовать, надо иметь максимально полную информацию о рынке на котором вы работаете. Показатели рынка -- исходные данные для бизнес-плана. Но многое (кризисы, политическая нестабильность, спонтанные изменения законодательства и хозяйственных норм, налогов, забастовки) трудно прогнозировать. Нельзя предугадать и поведение конкурентов. Поэтому любое планирование базируется на неполных данных. Учитывая это, можно говорить, что качество плана в большей мере зависит от интеллектуального уровня и компетенции сотрудников, которые его составляют. Планирование надо формализовать, чтобы при разработке плана использовать все показатели, которые у вас есть. Планы могут подвергаться изменениям, их надо периодически увязывать с меняющимися условиями. Для этого планы обычно содержат резервы, "надбавки", "подушки безопасности". Даже когда редакция или отдел планируют тематику публикаций на какой-то период, всегда планируется больше, чем реально можно вместить в газету -- резерв нужен для конкуренции и для подстраховки. Запланируете семь статей, реально сделают пять, а в газете найдется место четырем. Так часто случается. Но слишком большие резервы и допуски заставляют проделывать лишнюю работу, делают планы неточными. Но небольшие, недостаточные резервы заставляют часто менять планы.
|
|
Как правило, плановая система предприятия представляет собой совокупность отдельных планов, которые четко разграничены по направлениям. Но обычно присутствует и единый бизнес-план на какой-то период, или под какой-то проект. Все важнейшие направления планируются ради достижения поставленной цели. В бизнес-план закладывается и такое принципиальное звено, как основные принципы деятельности предприятия, то, что в США именуется "философией компании".
Итак, зачем составляется бизнес-план? 1. Чтобы определить принципы деятельности предприятия и цели его работы. 2. Чтобы оптимизировать путь к достижению прибыли и к успеху на рынке. 3. Чтобы получить кредит банка или грант от какого-то фонда или частного благотворителя. 4. Чтобы привлечь инвестиции под определенный проект и в предприятие в целом. 5. Чтобы с помощью бизнес-плана строить управление предприятием на заданный период. И часто все эти цели сочетаются и присутствуют одновременно.
Автор пособия о бизнес-плане редакции В.Иваницкий (Москва) так формулирует потребность в бизнес плане: Он нужен для --
-- достижению ясности, прозрачности всех составляющих дела, которым занимаешься,
-- для понимания перспектив дела,
-- для позиционирования, определения места собственного "я" в этом деле,
-- для достижения внутреннего спокойствия и комфорта как результата выработки правильных решений тактического и стратегического порядка. То есть, если вы максимум возможного предусмотрели в плане, ваше управление предприятием, редакцией не будет связано с судорожными метаниями между желаниями коллектива, своей волей и указаниями учредителя. Кроме того, вы сможете расставить людей по местам, соответствующим их компетенции и наиболее эффективно применить их творческий потенциал, сориентировав его на успех вашей редакции и на их собственное благополучие.
2. Свойства и типология бизнес-планов.
Традиционно и в экономической литературе и в обыденной жизни бизнес-план подают как инструмент инвестиционной политики. Как способ привлечь дополнительные средства от каких-то сторонних инвесторов. Так учили десять лет подряд многочисленные консультанты по ведению бизнеса, которые хлынули на просторы СНГ с приходом рыночных правил игры. Иваницкий считает, что жизнь диктует несколько иной расклад и роль бизнес-плана в наших условиях требует отдельного уточнения. Связано это с вопросом: а может ли бизнес-план быть инструментом инвестиционной политики, если он не стал инструментом управления внутри фирмы?
|
|
В связи с этим Иваницкий дает такое определение бизнес-плана. Бизнес-план -- это продукт внутренней управленческой деятельности. Потребителем его, помимо команды предприятия могут стать инвесторы, кредиторы, деловые партнеры. Но только при условии вашего личного первоначального успеха, закрепленного во времени, подтвержденного экономически и психологически.
В традиционной экономической науке бизнес-планом называют целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, направленных на реализацию основной цели предпринимательства -- на получение максимальной прибыли. Этот документ системный и структурированный по разделам.
Выделяют разные типы бизнес-планов.
Бизнес-план компании -- документ, разрабатываемый перед началом финансового года в качестве законодательной основы текущей деятельности и развития компании на предстоящий год.
Бизнес-план структурного подразделения -- документ, разрабатываемый перед началом финансового года в качестве законодательной основы текущей деятельности и развития структурного подразделения компании на предстоящий год. Как правило, это приложение и составная часть бизнес-плана всей компании.
Но бизнес-план может составляться и как заявка на кредит. Тогда это компилятивный документ, являющийся кратким пересказом бизнес-плана компании или структурного подразделения, на уровне технико-экономического обоснования для получения кредита.
Бизнес-план заявка на грант. Этот документ как правило жестко привязан к требованиям организации, выдающей грант. А такие организации диктуют свои правила их создания. Есть определенные международные нормы, но как правило, такой бизнес-план мало чем отличается от грамотного бизнес-плана компании.
Бизнес-план инвестиционного проекта -- Этот документ предполагает внешнее финансирование и включает, следовательно, изложение для потенциального партнера, инвестора, результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемые финансовые результаты проекта и так далее. Обычно это часть общего бизнес-плана компании.
|
|
Существует и такая вещь, как концепт бизнес-плана инвестиционного проекта. Это компиляция такого бизнес-плана, которая становится основой для презентации проекта, для переговоров с потенциальным партнером, чтобы выяснить степень его заинтересованности.
Действительно, бизнес-план -- это попытка формализовать и описать в определенных стандартах идею и мечту руководителя. Изучить и глубоко познать собственный бизнес можно только через накопление опыта. В не меньшей мере это относится и к журналистике. Но когда речь идет о ведении бизнеса, о работе предприятия, то инструментом такого накопления опыта становится создание и исполнение бизнес-плана.
Вы можете отрицать необходимость бизнес-плана, ссылаясь на то, что все уже решено учредителем, или на то, что творческому коллективу такие вещи чужды. Но бизнес-план все равно будет складываться в голове руководителя... Если у него в голове вообще может что-либо складываться.
Вводить план в свою жизнь и в ткань работы редакции не следует путем революции. Помните, что вы всего лишь преобразуете достаточно виртуальную форму понимания своего бизнеса в форму текстовую.
Когда пишется бизнес-план, можно помечтать о многом, но помня о своих реальных ресурсах, лучше использовать объективно пессимистический сценарий развития событий.
Когда речь идет о контроле за исполнением бизнес-плана, применим принцип скользящего планирования. План надо корректировать, если реальные события вдруг или не вдруг пошли по иному, нежели предполагалось сценарию.
Бизнес-план становится главным механизмом анализа происходящих в редакции процессов и основой для принятия решений, нивелирующих негативные тенденции в этих процессах. А коль скоро вы нивелируете негативные воздействия, внешние и внутренние, ведете борьбу за живучесть предприятия, то бизнес-план становится основой для спокойного ведения дела. Он помогает держаться внутри пределов устойчивости предприятия и делать правильный выбор, рассматривая варианты возможных событий.
3.Бизнес-план и рыночная модель предприятия
В значительной мере речь идет о модели. А модель -- это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение того, каково действительное поведение каких-либо показателей или процессов. Очень часто экономика рассматривается как точная наука, подлежащая строгому математическому моделированию. На самом деле, экономика наука достаточно гуманитарная, использующая математику в прикладных целях. Главное все-таки -- понимание и анализ, а уже затем расчет.
Даже отрицая необходимость бизнес-плана, руководители и бухгалтера предприятий вынуждены строить те или иные модели, прежде всего оценивая варианты финансовой жизни предприятия, перед началом каждого нового периода. Скажем, в печатной прессе -- перед началом подписной кампании, перед началом каждого квартала и года. А в электронной прессе -- перед началом периодов, связанных с этапами финансирования -- начало нового бюджетного года для государственного телевидения, например.
Возможно, редакционное руководство всем этим и не занималось бы, если бы редакции не стали самостоятельными предприятиями. Но они, как мы уже отмечали, в ходе борьбы за гласность и свободу печати получили право юридического лица. Юридическое лицо -- предприятие или собственник, обладающие обособленным имуществом, могущие от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде или арбитраже.
Предприятие -- это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Как самостоятельный субъект рыночных отношений предприятие характеризуется производственно-техническим единством(общность производственных процессов, капитала, технологии) организационным единством (это организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления) экономическим единством (общность материальных, финансовых, технических ресурсов, и экономических результатов работы).
Коммерческие организации, предприятия согласно гражданскому кодексу преследуют извлечение прибыли как основную цель своей деятельности. Другое дело некоммерческие организации, которые решают определенные уставные задачи социального, религиозного и политического характера.
Итак, предприятие ориентировано на получение прибыли и коль скоро редакция функционирует как предприятие, она должна к этому стремиться. Обычно в отечественной экономике говорят о хозяйственном или коммерческом расчете. Коммерческий расчет означает, что государство не отвечает по обязательствам предприятий в силу обособленности оборота их хозяйственных ресурсов. И предприятие не отвечает по обязательствам государства. Наличие или отсутствие такой ответственности характеризует степень экономической свободы в экономике.
Речь идет о самоокупаемости -- о возмещении всех расходов за счет собственных доходов от реализации продукции и услуг. Предприятие находится на самофинансировании -- вся производственная деятельность и социальное развитие коллектива идут за счет собственных доходов и заемных средств, без бюджетных ассигнований. Источниками самофинансирования становятся прибыль, амортизационные отчисления и банковский кредит. Отсюда безусловная необходимость прибыльной, рентабельной, безубыточной работы.
Очень часто бизнес-план как раз и выступает как инструмент финансового оздоровления, санации, выхода из убытков к рентабельной работе. Что предопределяет прибыльность? Общий доход от продажи продукта, или выручка. Он равен цена умноженной на количество проданного. Общие издержки производства. Это сумма затрат на каждый ресурс, а затраты эти определяются как цена каждого ресурса умноженная на количество использованного в производстве Эти величины зависят от соотношения цен, времени, количества продукта. Тогда мы можем вести речь об эффективности производства. Экономическая эффективность -- получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов. Как продукция, так и применяемые ресурсы при этом измеряются в стоимостном, денежном выражении.
Вообще, по мнению Макконела и Брю, авторов учебника "Экономикс", есть пять фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна отвечать, находить ответ.
1. Сколько следует производить? В каком объеме какую часть ресурсов надо занять или использовать в производстве?
2. Что следует производить? Какие товары и услуги удовлетворяют потребности? А потребности, отметим, это нужды которая сформированы у потребителей с учетом их культурного уровня, традиций и социальных особенностей.
3. Как следует производить? Как организовать производство, по какой технологии?
4. Кто должен получить продукцию?
5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Изменения в спросе, в поставках ресурсов, в технологии.
Практически на эти же вопросы предстоит отвечать и руководству предприятия. И успешно действовать в непрерывно меняющейся ситуации способен тот, кто не просто следит за переменами, а использует новейшую информацию, оперативно корректирует свою деятельность.
3. Регулярный менеджмент в редакции
К менеджменту СМИ можно отнести совокупность принципов методов средств и форм подготовки и выпуска газетных номеров и телерадиопрограмм с целью удовлетворить потребности массовой аудитории и получить прибыль. Кроме того, это наука управления отношениями людей в процессе производственной деятельности коллектива СМИ, а также в ходе взаимосвязей с инфраструктурой журналистики и с потребителями информации.
Сам по себе менеджмент в экономической науке определяется как совокупность принципов, методов средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибыли. Наука управления человеческими отношениями в производственной деятельности коллектива, во время связей производителя и потребителя.
Существуют четыре функции менеджмента -- Первая -- финансовая -- добиваться превышения доходов над расходами, вести финансовую работу, ориентироваться в экономике предприятия.
Вторая -- содержательная, производственная -- подготовить высококачественные журналистские материалы, в интересных жанровых формах, чтобы специфический товар, информация обладал зримой потребительской стоимостью. Третья -- маркетинговая: связана с умением продать этот товар, на информационном рынке, оперативно следить за колебаниями спроса, исследовать рынок, найти целевую нишу, изучать аудиторию, проводить инновации -- менять содержание и форму подачи сообщений.
Четвертая -- человеческий фактор, кадровая -- паблик рилейшенз редакции, поведение сотрудников в социальной и профессиональной среде. Внешний круг -- создание и поддержание имиджа в глазах общественности. Но и внутренний -- установить гармонию внутри редакции предотвращать трудовые конфликты стабилизировать коллектив управлять персоналом дать ему мотивацию, развить инициативу и направить ее в нужном менеджеру направлении.
Эти задачи решает регулярный менеджмент в редакции. Их решает как редактор, так и его заместители, так и финансовый коммерческий директор. И есть определенные предварительные меры, без которых никакой бизнес-план предприятию не поможет.
Определение организационной структуры редакции -- штатное расписание, должностные инструкции, структура, подчиненность и прочее. Редакции СМИ как правило можно отнести к малым или средним предприятиям. Исключение -- крупные издательские дома или медиа-холдинги, теле и радиокомпании с большим и технически оснащенным производством, редакции газет и журналов, имеющие свои типографии.
НА уровне документации весь процесс деятельности предприятия как правило формализируется, поддается организации, управлению и контролю из одного центра. По сути, могут существовать большое или малое число документов, которые описывают все процессы, происходящие в редакции в последовательном режиме. На основе этих положений потом пишутся контракты, заключаются трудовые соглашения или происходит найм работников в обычном режиме КЗОТа, и жизнь предприятия приобретает некую логичность. Работник должен с первого дня точно знать свое место (штатное расписание и план размещения сотрудников по отделам), свои должностные обязанности (должностная инструкция и контракты), своих начальников и подчиненных (штатное расписание, а также иные иерархические документы или отсутствие таковых), степень и формы ответственности. Немаловажно, чтобы человек представлял свои перспективы в случае успешной работы и в случае плохой работы или бездействия. Идеально, когда высший или менеджер среднего звена имеет представление о степени компетентности каждого из своих работников и соответственно стремится применять их потенциал, их знания и умения.
Штаты -- совокупность утвержденных в установленном порядке должностей работников предприятия. Формируется в виде штатного расписания, содержащего структуру аппарата управления, наименование должностей, численность работников по каждой должности, должностные оклады и надбавки к зарплате. Утверждается штат руководителем предприятия в пределах установленного фонда заработной платы, который рассчитывается по нормативам и по лимиту численности работающих.