• В целом грубая моторика развивается быстрее, чем мелкая; развитие некоторых навыков базируется на функциональной подчиненности.
• Автоматизация навыков грубой моторики становится очевидной к 3 годам; автоматизация навыков мелкой моторики — к 4 годам.
• Важными факторами моторного развития являются готовность, активность, внимание, мотивация компетентности и обратная связь.
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие 361
. Достижение совершенного контроля над своими движениями и умениями часто имеет внутреннюю мотивацию.
Когнитивное развитие
. Пиаже разделял период дооперационального мышления на допонятийную стадию и интуитивную, или переходную, стадию.
. С точки зрения Пиаже, дооперациональное мышление малышей отличается от мышления других детей и взрослых; его характерными проявлениями являются анимизм, материализация и эгоцентризм.
. В течение раннего детства продолжает совершенствоваться символическая репрезентация.
• Среди ограничений дооперационального мышления можно назвать конкретность, необратимость, центрацию, незрелость представлений о времени, пространстве и причинно-следственных связях.
|
|
• Исследования Пиаже показали, что дети, находящиеся на дооперациональ-ной стадии, не обладают пониманием сохранения объема, массы, количества и числа, а также других физических свойств объектов; это частично объясняется необратимостью и центрацией.
• Исследования, проведенные в дальнейшем, показали, что Пиаже в недостаточной степени оценил способности детей, находящихся на дооперацио-нальном уровне мышления. Возможно, это вызвано тем, что задачи, которые он предлагал им с целью изучения этих способностей, могут привести в затруднение даже взрослого.
• Для когнитивного развития в социальной перспективе очень важно направляемое старшими детьми или взрослыми участие ребенка в играх и иной деятельности.