Изучение общественного мнения социума как цель социального управления и средство гармонизации отношений

Феномен общественного мнения, особенности его формиро­вания, выражения, процессы влияния на различные сферы жизнедеятель­ности общества, а также динамика массовых суждений привлекают при­стальное внимание науки. Это связано с тем, что в сегодняшнем транс­формирующемся, быстро изменяющемся социуме общественное мнение, всегда игравшее значительную роль в обществе, выходит на первый план. Оно становится не только объектом целенаправленного воздействия со стороны субъектов управления, но важным ориентиром социального раз­вития, активным творцом протекающих социально­экономических, со­циокультурных преобразований. Способное проникать во все сферы жиз­недеятельности общества, в период трансформации общественное мнение начинает особенно активно институционализироваться в политике, ут­верждая социальные практики и складываясь в виде формальных норм, функционировать в экономике, влиять на процессы потребления. Общест­венное мнение начинает реализовываться во все новых сферах, проявляет­ся в новых формах; меняются процессы его складывания, появляются не­типичные каналы выражения, обусловливая возможность обращения к исследованию данного феномена представителей самых разных наук.

Социологическому изучению общественного мнения предшествовал глубокий анализ данного феномена в рамках философской науки. Еще в философии Протагора понятие «общественное мнение» было выделено как самостоятельное и наполнено политическим («публичное мнение»), а затем социальным смыслом. Специфика исследования общественного мнения в современной философии заключается в постоянном прослежи­вании связи между общественным мнением, общественным сознанием и общественным бытием. Отсюда выделяются два варианта философского подхода к анализу общественного мнения – онтологический и гносеологи­ческий: первый трактует общественное мнение как особое состояние об­щественного сознания, второй – как специфическую познавательную форму, отражение общественного бытия в общественном сознании.

Понимаемое как массовое социально­-психологическое явление, об­щественное мнение выступает предметом изучения социальной психоло­гии. Специалисты­психологи рассматривают его как массовое явление группой психологии, психологическое состояние масс, социально-­психологическое коммуникативное явление. Делая акцент на психологи­ческой основе общественного мнения, они исследуют, прежде всего, чувст­ва, переживания, настроения масс. В процессе анализа структуры психоло­гии больших социальных групп, учеными выделяются психический склад (как более устойчивое образование) и эмоциональная сфера (как более динамическое образование), находящие свое отражение в структуре обще­ственного мнения [1].

Значительное внимание феномену общественного мнения уделяется в рамках политологии. Принятая ведущими экспертами Европы и Амери­ки в 1948 году резолюция ЮНЕСКО в перечень проблем, изучаемых поли­тологией, наряду с политическими институтами, международными отно­шениями, политической историей, политическими партиями включает и общественное мнение. Политологическое изучение общественного мнения предполагает анализ механизмов учета интересов, суждений, мнений раз­личных социальных сил и групп для выработки взвешенной политики, принятия эффективных управленческих решений; исследование техноло­гий формирования общественного мнения в предвыборный период; роль политической пропаганды в процессе складывания массовых оценок; осо­бенности взаимодействия общественного мнения и власти.

Помимо перечисленных наук, имеющих сложившийся институцио­нальный статус, общественное мнение изучается в рамках такой новой для нашей страны дисциплины, как «Связи с общественностью» («Public Re­lations», «PR»). Британский институт общественных отношений (IPR), соз­данный в 1948 году и объединяющий почти десять тысяч европейских спе­циалистов в области PR, принял все еще действующее (хотя и с некоторы­ми дополнениями, внесенными в ноябре 1987 года) определение Public Re­lations. Под PR понимаются «планируемые, продолжительные усилия, на­правленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью». Общест­венность организации – это работники компании, партнеры, потребители, органы власти, средства массовой информации. Все они либо вступают субъектами общественного мнения об организации, либо принимают ак­тивное участие в формировании общественного мнения. Поэтому в курсе «Теория и практика связей с общественностью» обязательным является рассмотрение неформальных способов регулирования в области связей с общественностью: традиций, норм, морали, общественного мнения.

Практический PR следует понимать как технологию формирования общественного мнения, PR «программирует» общественное мнение, часто манипулирует массовым сознанием с целью создания требуемого общест­венного мнения, прогнозирует реакцию общественности на те или иные события. Кроме того, PR – это научная область, изучающая способы влия­ния на общественное мнение через различные каналы, исследующая роль средств массовой информации в его формировании и выражении.

Несмотря на то, что общественное мнение является предметом изу­чения многих наук, следует отметить, что его исследование в рамках со­циологии является наиболее комплексным, т. к. затрагивает в той или иной степени все аспекты существования феномена – от психологических до формально­-институциональных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: