Согласно ГОСТ Р 51303.99 («Торговля, термины и определения») оптовая торговля - это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональном исполнении. Таким образом, оптовые посредники выступают связующим звеном между производителями и розничными предприятиями, способствуют извлечению товаров из сферы производства и доведению их на потребительский рынок.
Задачи оптовой торговли:
- анализ состояния целевых рынков сбыта и оценка потребностей покупателей;
- укрепление материально-технической базы (складское хозяйство) и развитие технической политики (информационной технологии, модернизация материально-технической базы);
- поддержание товарных потоков и каналов распределяется с учетом потребительского спроса и предложения товаров;
- формирование товарных запасов и управление ими с ориентацией на рыночную ситуацию;
- маркетинговое обеспечение и обслуживание.
Планирование и организация коммерческой деятельности в оптовой торговле связано с выполнением следующих процессов:
1. исследование рыночной конъюнктуры с целью эффективной организации закупочной, сбытовой, логистической и маркетинговой деятельности;
2. формирование и управление товарными запасами и ассортиментная политика;
3. организация и управление закупками товаров у товаропроизводителей;
4. организация товародвижения, развитие транспортной и складской логистики.
5. управление информационными потоками, обеспечение взаимосвязи производителя с конечным потребителем, что позволяет оперативно получать информацию о рынках, товарах, покупательском спросе;
6. организация оптовой продажи товаров, стимулирование сбыта и оказание послепродажного сервиса.
7. оценка эффективности коммерческой деятельности, включая экономический и финансовый анализ, и планирование.
Организация коммерческой деятельности в оптовой торговле осуществляется различными категориями посредниками. К числу основных можно отнести дистрибьюторов, дилеров, независимых оптовиков (оптовые базы), торговые агенты, джобберы. Отличаются между собой они наличием материально-технических и других ресурсов, правом собственности на товар, ассортиментной специализацией, необходимостью представлять интересы производителей и др.
На сегодняшний день взаимоотношения между посредниками оптовой торговли стабилизируются за счет повышения степени влияния производителя на систему и рынки сбыта, в том числе и конечного потребителя, установления законных юридических и коммерческих взаимоотношений участников сделки купли-продажи, роста конкуренции в оптовой торговле, усложнения взаимоотношений розничного потребителя и оптового посредника.
Литература:
1. Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и управление коммерческой деятельностью – М.: Дашков и Ко, 2011. – 688 с.
2. Дюкова О.М. Организация торгово-посреднической деятельности: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 78 с.