Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:
а) преобладание частной собственности;
б) создание конкурентной среды;
в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;
г) эффективная система социальной защиты;
д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика
В российской приватизации выделяются два этапа.
- Первый из них пришелся на 1992 г. – первую половину 1994 г.
С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу.
Приватизация применялась в странах с рыночной и переходной экономикой во всем мире
Основные организационно-правовые формы предпринимательства в РФ:
– индивидуальный предприниматель (ПБОЮЛ);
– хозяйственное товарищество:
· полное товарищество,
· товарищество на вере;
– хозяйственное общество:
· общество открытого типа,
|
|
· общество закрытого типа.
По формам управления:
1) собственность государственная:
– межгосударственная,
– национально-государственная,
– муниципальная;
2) собственность акционерного общества;
3) собственность кооператива;
4) собственность хозяйственного объединения:
– «чистая»,
– «смешанная»;
5) собственность совместного предприятия;
6) собственность личная
Трансакционные издержки – это издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.
Увеличение издержек, связанных с приведением в действие институтов, развитием организаций, расширением многообразия форм и правомочий реализации собственности, выявило проблему трансакционных издержек.
В узком смысле под трансакционными издержками подразумевают время и усилия, затрачиваемые на совершение сделки. Величина издержек зависит от числа участников, их месторасположения относительно друга. В эк. литературе часто их определяют так:
Это издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контрактов. Общим для всех определения является то, что это издержки, прямо не связанные с процессом производства.
Делятся на:
- издержки поиска информации
- издержки ведения переговоров
- издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг
- издержки спецификации и защиты прав собственности
Издержки защиты от оппортунистического поведения (недобросовестное поведение, направленное на получение односторонних выгод).
В условиях трансформации учитывают трансакционные издержки, направленные на ликвидацию старых институтов и создание новых.