Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Основные вопросы
1. Характеристика психологических школ конца XIX - начала XX века (опираться при ответе на таблицу к занятию 22).
2. Э. Титченер как основоположник структурализма.
3. Вюрцбургская школа.
4. Теория функционализма в исследовании различных школ.
Дополнительные вопросы и задания
1. Как вы понимаете выражение «ошибка стимула» по Э. Титченеру?
2. Раскройте механизм определения установкой процесса решения задач?
3. В чем специфика методов исследования и самого построения исследования в Вюрцбургской школе?
4. В каком направлении пересмотрел предмет психологии У. Джемс?
5. Что понимал У. Джемс, говоря о «потоке сознания»?
6. Какие методы использовали представители функционализма при изучении психических феноменов?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Изучите литературу:
[осн.: 1; 3; 4; 6; доп.: 13; 14; 24; 38; 41]
2. Законспектируйте:
1) Соколова, Е.Е. Диалог 5. Об интроспекции, интроспективной психологии и самонаблюдении // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 187–199.
|
|
2) Соколова, Е.Е. Диалог 5. Структурализм Э. Титченера, «ошибка стимула» // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 199–208.
3) Соколова, Е.Е. Диалог 5. Вюрцбургская школа. Метод «систематической интроспекции» // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 211–214.
3. Проведите фестиваль «смекалки».
4.Заполните таблицу:
Табл. 18
Представитель | Проблематика | Значение идей автора для развития психологии |
Материал для заполнения табл. 18-19
Школы | Психологи | Предмет и задачи психологии | Содержание психики | Метод исследования |
Структурализм | Э.Титченер | Изучение структуры сознания | Элементы психики | Усовершенствованная интроспекция |
Вюрцбургская школа | О.Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц | Изучение динамики протекания познавательных процессов и факторов, на нее влияющих | Элементы психики, умственные образы и их значения, установка | Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета) |
Функционализм | Европа (Ф.Брентано, К.Штумпф), США (У.Джемс, Д.Дьюи, Д.Эйнджел, Р.Вудвордс) | Исследование психических актов, направленных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию | Интенциональные акты. Поток мыслей и переживаний, в которых выделяются относящиеся к внешнему миру и себе, поток активности, объединяющий субъект и объект | Наблюдение (как самонаблюдение, так и объективное наблюдение состороны), анализ продуктов деятельности |
Французская психологическая школа | Т.Рибо, П.Жане, Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, Г. Тард | Изучение фактов и закономерностей психической жизни. Главным объектом являются больные люди (или люди с пограничными психическими состояниями), а также социальные сообщества разного уровня (группы, толпа, племя) | Сознательный и бессознательный уровни психики, содержанием которых являются знания о мире и о себе, а также поступки человека | Клинический и кросс-культурный методы |
Описательная психология | В.Дильтей, Э. Шпрангер | Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях | Целостные и целенаправленные духовные процессы | Постижение, основанное на анализе непосредственных переживаний «Я» |
|
|