Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к др., возникающей в результате трансформации.
Различают 2 основных типа переходной экономики:
1) внутрисистемного характера
2) межсистемного характера
Первый тип характерен для эволюционного пути развития, т.е. для пути длительных постепенных преобразований экон. сист. И имеет однотипный характер. В этих изменениях просматриваются элементы трансформных составляющих, кот. начинаются в рамках одной системы и заканчиваются в рамках др.
Особенности 1 тина:
А) имеет разные формы проявления, однако не затрагивает глубинных основ системы, в рамках кот. она возникла.
Б) возникновение этой экон. хар-но для развитых и развивающихся стран, основу кот. составляет рыночная экономика.
В) в рамках этого типа можно выделить 2 формы развития:
- хар-на для процессов, связанных с внедрением гос-ного регулирования в рыночную экон., в результате этого появляется смешанная экономика.
- имеет место под влиянием глобальных, т.е. внеш-них факторов или в результате нарастания противоречий внутри системы.
|
|
Второй тип связан с др. путем экон. развития – интенсивно-преобразовательный. Он предполагает пре-образования, кот. затрагивают всю экон. систему
Этот тип может существовать в 2-х формах:
А) революционная – возникла в результате стихий-ных шоковых потрясений, кот. предполагают полное уничтожение старой системы, в результате возникает необходимость особого перехода для создания новой экон. системы.
Б) реформистская имеет свои особенности:
- целевая направленность
- является сознательно инициированным и гос-но регулируемым процессом.
27. Конкуренция: сущность и этапы развития.
Конкуренция (с англ. столкновение) – это противо-борство между производителями товаров за право получения максимальной прибыли от продажи продук-ции, осуществляемое обычно через увеличение доли отдельного производителя на рынке сбыта продукции.
Экономическая независимость каждого участника рыночных отношений не только делает возможным такое противоборство с др. субъектами рыноч. отноше-ний, но превращает эту возможность в неизбежность.
Неизбежность конкуренции вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. Чтобы удовлетворить запросы покупателей, производи-тели реализуют свой собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей. Это оборачивается конкуренци-ей.
Основу конкуренции составляют:
- борьба за дифференцированный спрос (создание продукции, кот. по своим потребительским качествен-ным параметрам соответствует запросам потребителей);
|
|
- учёт потребительских ожиданий;
- преобладание неценовых методов конкуренции.
Историческая конкуренция в рыночной эк-ке прошла ряд этапов:
1-ый этап. Совмещённая конкуренция (сущ. до сер. 19в.). Характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются след. условия: 1) имеется множество продавцов однородной продукции; 2) товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с т. з. продав-цов; 3) масштаб производства продавца невелик. Он не может повлиять на установление рыночной цены на дан. вид продукции; 4) капиталы свободно входят в дан. отрасль и выходят из неё; 5) отсутствуют входные барьеры для вступления нового производителя и для свободного выхода из отрасли других.
Входные барьеры могут носить различ. характер:
1) исключительное право заниматься данным видом деятельности (произ-во алкоголя, табака); 2) экономиче-ское преимущество крупного производства. Издержки произ-ва существенно уменьш. с увеличен. масштабов произ-ва; 3) произ-во дан. товара защищено потентом; 4) реклама; 5) полная информация всех участников рынка; 6) закрытие доступа к материал. ресурсам и др. факторам произ-ва в виду их отсутствия на свободном рынке; 7) рациональное поведение всех участников рынка пресле-дующих свои интересы.
2-ой этап. Несовершенная конкуренция (со 2-ой пол. 19в. возник. круп. предприятия и их объединения, кот. охват. всю возрастающую долю рынка).
Характеризуется наличием на рынке одного или нескольких товаропроизводителей, производящих и реализующих основ. долю продукции.
Основные типы этой конкуренции:
1) Натуральная монополия (единственный производи-тель в своей отрасли). Монополия на стороне спроса (покупателя) наз. монопсолия. 2) Олигонополия – это господство нескольких круп. фирм на рынке.
Различают олигонополию:
- 1-го вида: несколько круп. фирм производят почти идентич. товары;
- 2-го вида: несколько круп. фирм производят диффе-ренцированные товары;
- дифференциация продукции (множество продавцов дифференцированной продукции).
3-ий этап. Эффективная конкуренция (современный этап).