Предмет и понятие финансового права

Осуществление финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления требует правовой урегулированности возникающих в процессе ее осуществления отношений: четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством и органами местного самоуправления в соответствии со стоящими перед ними задачами.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы, его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом финансового права охватываются отношения,возникающие в связи с функционированием государственных и муниципальныхфинансов, что обусловлено публичным характером тех и других. С некоторыми составными частями финансовой системы эта отрасль права связана лишь постольку, поскольку регулирует отношения, касающиеся аккумуляции средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также их использования (например, по поводу налоговых платежей из финансовых ресурсов предприятий, основанных на не государственных формах собственности).

В связи с финансовой деятельностью государства и органов местного самоуправления возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения u использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципалъных образований, необходимых для реализации их задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет фииансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства. Разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние - с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления - с ор­ганизациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансовые и кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Однако не всегда специалисты по финансовому праву отмечают вхождение в его предмет отношений, связанных с функционированием муниципальных финансов, ограничиваясь при формулировании его понятия упоминанием только, государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем при рассмотрении содержания конкретных финансово-правовых институтов отражают в них муниципальные финансы и финансовая деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований, или органов местного самоуправления). Таким образом, эти специалисты фактически не отрицают принадлежности упомянутых категорий к финансовому праву. Между тем высказано и мнение, согласно которому в предмет финансового права не следует включать отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т.п.), поскольку эти органы не входят в систему органов государственной власти. Представители современной зарубежной науки финансового права также высказывают такие мысли. Французский ученый Годме, в частности, пишет: «Финансовое право - отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные

финансы».

Связь финансового права именно с государственными финансами подчеркивалась в русской дореволюционной литературе. Вместе с тем обращалось внимание и на то, что к сфере финансового права следует относить и соответствующую деятельность земств, то есть органов местного самоуправления.

Таким образом, данные в настоящем учебнике определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классификацию на централизованные и децентрализо­ванные.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления), противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие их группы:

• между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

• между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями, с другой, - в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

• между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

• между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой, - в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

• между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, - в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

• между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой, - в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.

Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание - направленность на образование,распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов(финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под

непосредственным воздействием государства и (в рамках законодательства) - органов

местного самоуправления.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовойдеятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляциисредств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых дляформирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют такжепорядок получения и использования государственных и муниципальных денежныхсредств; источники образ ования финансовых ресурсов государственных и муниципальныхденежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных имуниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права иобязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий,учреждений, граждан.

Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге - для выполнения государством его функций.

Финансовое право России отражает новые экономические и политические процессы, происходящие в стране. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловленные созданием ран очной экономики. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов независимо от формы собственности, и соответственно этому - их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д.

Следует заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования развития экономики и др.

Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответственность за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).

В-четвертых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношений и местного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах). Эти процессы сочетаются с укреплением вертикали власти, обеспечивающей единую финансовую политику в стране.

В-пятых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных

органов в области финансов, отражают принципы разделения властей.

Вместе с тем, отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления и упрочения. Важно при этом, чтобы развитие финансового права в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей Декларации прав человека, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: