Анализируя содержание проблемы соотношения классической и неклассической науки, необходимо представить научные знания как особую целостную систему. Знание – это совокупность в той или иной мере осознаваемых систематизированных представлений о реальности, построенных по определенной методологии. Знание может существовать на трех уровнях: интенции (направленности мышления на объект); уровне информации; на уровне понятия.
В процессе классического научного исследования выделяются следующие результаты познания: факт, гипотеза, теория, закон. Важно понять, что для человека факт в гносеологическом смысле является только как фактическое знание, т.е. факт это:
1) в онтологическом смысле – событие;
2) определенная информация о событии.
Гипотеза – есть умозаключение, направленное на установление субординации и взаимоотношения фактов, на поиск закономерностей их взаимосвязей.
Теория – то, во что превращается гипотеза в случае реализации. Теория – логические непротиворечивая система знания, дающая целостный взгляд на закономерности, связи и явления определенной области реальности. Могут быть эмпирические теории и концептуальные теории. Теория может быть истинной и ложной. Она устанавливает и объясняет законы.
|
|
Закон – необходимые устойчивые существенные повторяющиеся связи и отношения реальности. В неклассическом научном исследовании используется модель «охватывающего» закона. Инструментариями неклассического исследования выступают первичные теоретические модели, парадигмы и парадигмальные образцы, а также научно-исследовательские программы.
Если метод исследования выбран неверно, от правильных посылок можно дойти до ложного заключения. Неадекватные методы исследования ведут к созданию мифологической реальности, в которой все возможно. В классическом исследовании следующие методы:
1) всеобщие методы:
а) диалектика;
б) метафизика;
2) общие методы:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б) индукция;
в) дедукция;
3) частные методы:
а) метод математической индукции;
б) метод определения жаростойкости сплавов;
в) метод радиоактивного распада.
На данном занятии необходимо определить суть всеобщих методов. Диалектика исходит из всеобщей связи и развития мира. Принципы диалектики: развитие, связь, единство, детерминизм, целостность и др. Метафизика исходит из устойчивости и стабильности оснований реальности. Метафизика – это исследование, выходящее за пределы сущего как такового, это – вопрошание сверхсущего, в результате которого мы можем анализировать сущее как таковое, вместе с его первоосновами, первоначалами и причинами. Принципы метафизики: устойчивость, фундаментальность реальности, трансцендентальность, неделимость основы, повторяемость.
|
|
Тема № 3. Проблема методологии неклассического научного исследования
1. Естественная, рефлексивно-критическая и феноменологическая установки сознания в процессах научного исследования.
2. Позитивизм и неопозитивизм в науке. Принцип верифицируемости знаний.
3. Методология неорационализма и критического рационализма. Фальсифицируемость как критерий демаркации науки. Проблема критерия истины.
4. Иррационализм в науке и философии. Интуитивизм в науке.
5. Методология прагматизма. Истина и успех. «Реорганизация» и «реконструкция» науки в прагматизме.
6. Методология исследования в феноменологии. Метод феноменологической редукции.
7. Проблема понимания и методология исследований в герменевтике. Истолкование и «предистолкование» текстов.
Основная литература
1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. / П.П. Гайденко. М., 2010.
2. Гайденко П.П. История древнегреческой философии в ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. М., 2009.
3. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / А.С. Лебедев. М., 2011.
4. Кохановский В.П. Философия науки: учеб. пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. М.; Ростов н/Д, 2005.
5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию. М.: 2009.
6. Пирожкова С.В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера \\ Вопросы философии. 2010, №8.
7. Билалов М.И. Европейский ум и азиатский дух в философии и науке // Вестник Российского философского общества. 2009, № 1.
Дополнительная литература
1. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.
2. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / В. Дильтей. М., 2000.
3. Рикер, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / П. Рикер. М., 1996.