Оценка динамики здоровья детей (диагностическая карта)

Систематическое наблюдение за ростом и развитием является важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья учащихся.

Оценка физического развития детей проводится в сентябре – начале учебного года и в мае – в конце того же учебного года.

Ведущие параметры, отражающие состояние физичес-кого развития детей – длина и масса тела. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы, масса тела – развитие костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Длину тела измеряют при помощи деревянного росто-мера. При измерении ростомером ребенок становится спиной к его вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова – в положении, при котором нижний край глазницы и верх-ний край козелка уха расположены в одной горизонталь-ной плоскости. Подвижную планку ростомера опускают до соприкосновения с головой ребенка без надавлива-ния. Необходимо следить за тем, чтобы обследуемый ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера и не запрокидывал голову. Измерение проводится с точностью до 0,5 см.

Массу тела определяют при помощи взвешивания на медицинских весах различной модификации. Точность измерения до 100 г.

После выполнения исследований необходимо высчитать и записать в медицинскую карту возраст ребенка на момент обследования, для чего из даты проведения осмотра вычесть дату его рождения.

При оценке физического развития ребенка в соответст-вующей полу и возрасту таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке – диапазон «нормы» массы тела для данного роста. В зависимости от того, попадет ли фактическое значение массы тела в этот диапазон, окажется ли ниже минимальной или макси-мальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка.

Применение данных таблиц позволяет выделить следу-ющие варианты физического развития: нормальное физическое развитие – масса тела в пределах нормаль-ных вариантов; дефицит массы тела – масса тела меньше значений минимального предела «нормы» относительно роста; избыток массы тела – масса тела больше значений максимального предела «нормы» относительно роста; низкий рост – варианты роста меньше минимальных, указанных в таблице.

При проведении индивидуальной оценки медицинская сестра заполняет протокол оценки физического развития детей. 1-ый столбец протокола содержит порядковые номера детей, находящихся под наблюдением, по клас-сам. Во 2-ой столбец протокола записываются фамилии и имена детей. По данным обследования детей в сентяб-ре, в 3-ем столбце, в строке против каждой фамилии ребенка, указывается оценка физического развития «нормальное физическое развитие» или «дефицит массы тела», «избыток массы тела», «низкий рост». По данным обследования детей в мае, в 4-ем столбце, в строке против каждой фамилии ребенка, также указывается оценка физического развития.

Для оценки распределения учащихся на группы по отклонениям в физическом развитии заполняется соответствующий протокол «Частота отклонений в физическом развитии детей». По каждому наблюдае-мому классу подсчитывается раздельно абсолютное количество детей с дефицитом массы тела, избытком массы тела, низким ростом. Абсолютные данные заносятся в протокол. Для того чтобы получить относительные показатели в процентах необходимо абсолютные показатели разделить на количество обследованных детей и умножить на 100%. В нижней строке протокола в строке «ВСЕГО» записывается (в абсолютных и относительных показателях) суммарное количество детей, имеющих отклонения в физическом развитии – дефицит массы тела, избыток массы тела, низкий рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: