Разрешение технических противоречий

Для выявления ТП необходимо установить связь между положительным и нежелательным эффектом через внутреннее функционирование ТС, посредством построения причинно следственной цепочки:

Улучшаемая сторона ТС (положительный эффект)

 
 


Основные признаки ТС на уровне внутреннего функционирования (изменения в системе или ее состояние), обеспечивающие улучшение указанной стороны

 
 


Последствие этих признаков (изменений, состояния) в виде эффектов и явлений на уровне свойств и взаимодействий элементов ТС

 
 


Ухудшение другой стороны ТС (нежелательный эффект)

Выявление технического противоречия необходимо для того, чтобы на основе анализа противоречия наметить пути его разрешения. Механизм разрешения противоречий заключается в диалектическом отрицании. Отрицанию должен подвергнуться нежелательный эффект, положительный должен остаться.

ТП = ПЭ + НЭ;

где ТП - отрицание технического противоречия; НЭ - отрицание нежелательного эффекта;

Поскольку положительный и нежелательный эффекты связаны между собой причинно следственной цепочкой, то отрицание нежелательного эффекта предполагает отрицание всех звеньев этой цепочки, кроме ПЭ.

При сопоставлении двух цепочек (исходной и полученной после отрицания), намечаются возможные варианты исключения обострения технического противоречия.

Рассмотрим пример: при уменьшении массы автомобиля улучшается динамическая характеристика автомобиля, но ухудшается курсовая устойчивость.

Отрицание звеньев причинно следственной цепочки (рис.7) позволяет получить следующие варианты разрешения противоречия:

1) Улучшение динамической характеристики при большой массе автомобиля;

2) Малая масса автомобиля при большом весе автомобиля;

3) Малый вес автомобиля при большой силе прижима колес к поверхности дороги;

4) Малая сила прижима колес к поверхности дороги при большой силе сцепления на колесе;

5) Малая сила сцепления на колесе при хорошей путевой устойчивости автомобиля.

Для рассмотренных вариантов могут быть использованы следующие решения:

1) Использование более мощного двигателя;

2) Решений нет, так как законы природы не позволяют управлять гравитацией;

3) Использование формы кузова, позволяющей увеличить вертикальную составляющую реакции дороги на автомобиль;

4) Использование в шинах протектора и резины с большим коэффициентом сцепления;

5) Использование стабилизирующих спойлеров.

По формулировкам вариантов разрешения ТП видно, с преобразованием какой части ТС связана его реализация, поэтому при наличии ограничений можно сразу исключить соответствующие варианты. Например: если на изменение шин наложен запрет, то вариант 4 можно не рассматривать.

Структура технического противоречия может иметь не только линейный, но и сложный вид (несколько ПЭ и НЭ), к примеру, выше рассмотренную цепочку можно дополнить влиянием массы на себестоимость автомобиля. Сложная цепочка строится так же как и простая, требуя несколько большего времени, она позволяет выбрать более обоснованное решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: