Существуют два контрагента рынка: покупатель и поставщик. Они должны быть компаньонами, коллегами, следуя лозунгу: «сделаем вместе, вместе получим». СМК требует, чтобы покупатель имел право, прежде чем заключить контракт, проверить работу поставщика, насколько поставщик способен выпускать продукцию стабильного и высокого качества. С другой стороны – поставщик имеет право проверить, насколько правильно использует покупатель его продукцию. Для эффективной работы контрагентов следует налаживать личные связи, взаимное обучение и проверки друг друга. У контрагентов должны быть идентичные системы качества. В Европе и России – это СМК. Контрагенты вправе требовать наличия СМК друг у друга.
Предполагаемые действия для реализации принципа № 8:
При формулировании политики и стратегии –разработка стратегических партнерских отношений с поставщиками; При установлении показателей –изучение возможностей поставщиков; При оперативном управлении – создание отношений с поставщиком для обеспечения надежных, своевременных и бездефектных поставок; При менеджменте людскими ресурсами – разработка и усовершенствование возможностей поставщика с помощью его обучения и совместных усилий по совершенствованию. |
Возможные преимущества при реализации принципа:
|
|
Выявление и отбор надежных поставщиков. Установление отношений с теми поставщиками, которые сочетают краткосрочные выгоды с долгосрочными планами организации и общества в целом. Совместное понимание требований потребителя. Обмен информацией и планами на будущее. Признание улучшений и достижений поставщика. |
Вопросы для самопроверки:
1. Чем отличается лидерство от процесса руководства?
2. В чем состоит принцип «ориентация на потребителя» по ИСО?
3. Назовите способы вовлечения персонала в улучшение деятельности организации.
4. Сущность процессного подхода к любой деятельности.
5. Преимущества и недостатки процессного подхода.
6. Принципы улучшения «5 W».
7. Подходы к установлению процессов «5 W».
8. Значение поставщика и отношения с ним организации в рамках СМК.
9. Роль компьютеризации в принятии решений.
Литература: [3, 7, 12, 13].