1. Товарный знак и знак обслуживания — это условные обозначения, отличающие товары и услуги одних лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Обычно это оригинальное художественное изображение, которое помещается на изделиях. Оно призвано служить целям рекламы изделий. Поэтому товарные знаки имеют большое значение в международной торговле. Хороший товарный знак способствует реализации товара и свидетельствует об определенном качестве изделия.
В России право на товарный знак возникает вследствие его регистрации. Если товарный знак будет зарегистрирован в РФ, то его владелец получит право исключительного пользования знаком.
Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его владельца.
Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными Законом о товарных знаках, в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Заявки на регистрацию товарных знаков подаются иностранными заявителями, как и заявки на изобретения, через патентных поверенных, если международным соглашением, участником которого является РФ, не предусмотрен иной порядок (см. ниже). Закон предусматривает, что товарный знак, зарегистрированный в РФ, должен обязательно использоваться. В случае неиспользования товарного знака в течение пяти лет действие регистрации может быть прекращено. При решении вопроса о прекращении действия регистрации принимаются во внимание, в частности, действия иностранного владельца
|
|
товарного знака, направленные на осуществление его права на товарный знак в РФ (например, публикация товарного знака в газетах, журналах и рекламных материалах, демонстрация экспонатов, обозначенных товарными знаками, на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, и т.п.). Иными словами, действия такого рода рассматриваются как действия по использованию знака.
Споры о регистрации товарных знаков решаются в административном порядке Патентным ведомством.
Так, американская фирма «Philip Morris Inc.» (США), будучи обладателем прав в СССР на товарный знак Benson and Hedges, потребовала аннулирования в СССР регистрации английской фирмой тождественного знака на идентичные товары. Гос-комизобретений СССР аннулировал свидетельство английской фирмы.
2. Защита прав иностранных фирм на товарные знаки в России обеспечивается в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Законом о товарных знаках нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (п. 2 ст. 4).
|
|
Необходимо обратить внимание на то, что владелец товарного знака в России может запретить другой фирме ввозить товар в Россию, обозначенный таким или сходным с ним знаком. В случаях незаконного использования владелец знака может потребовать: 1) прекращения нарушения, 2) взыскания причиненных нарушением убытков, 3) удаления с товара или его упаковки незаконно используемого знака, 4) уничтожения изображений знака, 5) принятия иных мер.
3. Под наименованием места происхождения товара Патентный закон понимает название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначение товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта.
Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическим или физическим лицами. Лицо,-зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает соответствующим требованиям, установленным этим законом.
Право пользования этим же наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в установленном порядке, может быть предостав-
Глава 13. Патентное право |
§ 6. Международные соглашения об охране прав на изобретения |
лено любому юридическому или физическому лицу, находящемуся в том же географическом объекте и производящему товар с теми же свойствами.
Право на регистрацию в РФ наименований мест происхождения товаров дается юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам РФ.
После многолетних переговоров в 1997 году была достигнута договоренность между Россией и Францией о том, что при экспорте российских напитков не будут применяться наименование «шампанское» и «коньяк», в названии которых использованы наименования соответствующих местностей во Франции. Привычные россиянам напитки «Советское шампанское» и коньяк будут и впредь выпускаться под этими названиями, но только для внутреннего рынка, поскольку в протоколе заседания российско-французского агропромышленного комитета, состоявшегося в Москве 12 сентября 1997 г., сказано, что Россия исключила наименование «Советское шампанское» и «коньяк» только при поставках на экспорт, а также отказалась от написания «Советское шампанское» и «коньяк» латинскими буквами.
4. С охраной товарных знаков иностранцев тесно связано пресечение недобросовестной конкуренции.
Основные положения, касающиеся недобросовестной конкуренции, содержатся в Законе РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 января 1991 г. В соответствии с его ст. 10 закона, в частности, не допускается:
а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых и реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
|
|
г) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другой хозяйствующего субъекта.
Положения российского законодательства о недобросовестной конкуренции воспроизводят ст. 1 Ofi"c Парижской конвенции по охране промышленной собственности, участником которой является Россия (см. ниже).
Приведем пример из судебной практики, связанной с борьбой с недобросовестной конкуренцией. В конце 1992 года московский магазин «Люкс» продал 20 тыс. джинсов китайского производства с товарными знаками и другими атрибутами джинсов известной американской фирмы «Леви Страусе». В рекламе по телевидению было сообщено, что продаются джинсы последней модели производства этой фирмы. По искам потребителей к магазину «Люкс» районный суд Москвы в начале 1993 года принял решение о расторжении договора купли-продажи, возмещении убытков и компенсации за моральный ущерб, нанесенный продажей фальсифицированного товара. В сумму, взысканную с магазина в пользу каждого покупателя,
вошла стоимость настоящих джинсов «Леви Страусе» в пересчете на рубли и компенсации за моральный ущерб.
Страны СНГ осуществляют сотрудничество в выявлении и пресечении недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов (ст. 2 Соглашения о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 г.).
5. Для того чтобы обеспечить за рубежом охрану товарных знаков на российские экспортные товары, такие знаки необходимо зарегистрировать в соответствующих государствах. Для экспортных товаров часто применяются специально создаваемые знаки, приобретающие большую популярность (знаки для часов, спичек, крабов и т.д.). Хороший товарный знак способствует продвижению отечественных товаров на внешнем рынке. Отсутствие же охраны на товарный знак может затруднить реализацию товара. Предприятия, продукция которых экспортируется за границу, регистрируют свои товарные знаки за рубежом.