Рассмотрим роль личности в достижении безопасности жизнедеятельности. Овладение знаниями по безопасности позволит каждому человеку свести к минимуму вероятность принудительной гибели. Для этого необходимо:
— соблюдать правила здорового образа жизни (ЗОЖ);
— всемерно следовать основам безопасности в быту, на производстве, на транспорте и в других сферах деятельности и отдыха;
— рационально выбирать виды деятельности и место жительства для себя и своей семьи исходя из качества окружающей среды и уровня безопасности сфер деятельности.
Правила ЗОЖ. Причины смерти, связанные с нарушением ЗОЖ и меры по их устранению приведены в табл. 17.1.
Из перечисленных видов нарушения ЗОЖ трудно выделить главное зло, хотя во многом исходным, провоцирующим звеном в цепи нарушений принято считать алкоголь. Однако важно не с чего начинают нарушать правила здорового образа жизни, а когда — в каком возрасте? Курить сегодня дети начинают в 11 лет, впервые употреблять алкоголь в ряде случаев в этом же возрасте, поэтому рассмотрение вопросов, связанных с основами ЗОЖ, и знакомство с последствиями его нарушения необходимо начинать в дошкольном возрасте и продолжать в начальных и средних классах школы.
Выбор вида деятельности и местожительства. Для этого человеку необходима прежде всего информация о загрязнении селитебных зон и о рисках, связанных с профессиональной деятельностью и зоной обитания. Эта информация должна предоставляться компетентными государственными органами, а человек должен обладать необходимыми знаниями для ее адекватной оценки. Благоприятное влияние на здоровье населения оказывает близкое к естественному состояние среды обитания в городах и промышленных центрах.
Личная безопасность каждого человека определяется во многом его знаниями об опасностях, их источниках и мерах защиты. Своевременное выявление опасностей и рациональное использование средств защиты — основы личной безопасности.
Таблица 17.1 Меры по устранению причин смерти
Причина смерти, опасность | Причина возникновения опасности | Меры по устранению опасности |
Алкоголизм | Незнание последствий Злоупотребление Низкое качество спиртного | Информация о вреде алкоголя Контроль за качеством алкоголя Лечение алкоголизма |
Наркомания | Незнание последствий Наркотическая зависимость | Информация о вреде наркотиков Лечение наркотической зависимости Соблюдение запрета на наркотики |
ВИЧ-инфекция | Незнание последствий Беспорядочный образ жизни | Информация о губительности СПИДа Лечение |
Курение | Незнание последствий Широкая реклама табачных изделий | Информация о вреде курения |
Утопление | Неумение плавать Незнание опасностей водной среды Пренебрежение опасностью | Обучение плаванию Информация об опасности водной среды |
Самоубийство | Неудовлетворенность жизненной ситуацией Психические расстройства Стрессовые ситуации | Создание благоприятной социальной среды Повышение благосостояния людей Лечение Информация о выходе из стрессовой ситуации |
Для снижения негативного влияния техники и технологий на людей необходимо создателям этих технических средств соблюдать требования безопасности и экологичности. При невозможности достижения этого необходимо предусматривать защитные средства. Все это должны в совершенстве знать творцы техносферы — инженеры, градостроители, работники коммунального хозяйства и многие другие, ответственные за реализацию мер коллективной безопасности.
Каждый человек, переходя из состояния учащегося (после завершения обучения в школе, ссузе, вузе) в состояние работника-созидателя, должен знать и оценивать возможные последствия своих действий. Поскольку человек наделен разумом, он стремится к созидательной жизни, пытаясь, как правило, изменить окружающий его мир в свою пользу. К сожалению, это преобразование, кроме желаемого, создает неизбежно и негативные эффекты, порождая тем самым отрицательные воздействия на человека и окружающий его мир.
Исходя из вышесказанного, первым и важнейшим шагом государства и общественности в деле достижения здоровой и продолжительной жизни населения России является обучение людей основам культуры безопасности.
Каждый россиянин должен:
— обладать знаниями и способностью "узнавать" опасности в быту, в сфере своей профессиональной деятельности, а также при использовании средств транспорта, т. е. на всех этапах своей жизни;
— всемерно соблюдать правила здорового образа жизни; человек, особенно в молодом возрасте, должен знать об опасностях вредных привычек, таких как курение, алкоголизм, наркомания и т. п.;
— правильно выбирать и применять средства личной защиты от опасностей;
— способствовать устранению опасностей коллективного воздействия на людей и природу;
— оказывать помощь и содействие пострадавшим от опасного воздействия.
В нашей стране созданы предпосылки для активного обучения всего населения основам культуры безопасности. Для этого, как минимум, достаточно модернизировать курс ОБЖ, читаемый практически всем молодым россиянам в средней школе.
Создание безопасной техносферы — задача как индивидуального, так и всенародного масштаба; задача, непосредственно связанная как с действиями каждого человека в сфере деятельности, быта и отдыха (защита от опасностей первого круга), так и с действиями руководителей производственных процессов, отраслей экономики и государства (защита от опасностей первого и второго кругов). Значение этого существенно возрастает еще и потому, что обеспечение безопасности техносферы — путь одновременно к решению и других проблем негативного влияния техносферы — фундамент для решения проблем безопасности на более высоких научных уровнях: региональном, межрегиональном, трансграничном, континентальном и глобальном.
Анализ причин возникновения техносферы и ее негативного влияния на природу и человека в ней обитающего свидетельствует не только о необратимости этого процесса, сколько о сложности задачи создания техносферы высокого качества.
Опыт создания техносферы показывает, что ее высокое качество достижимо лишь в условиях неукоснительного соблюдения требований по совместимости техносферы и отдельных ее составляющих с человеком и всей иной биосферой. Достичь этого можно лишь развивая и совершенствую безопасность всех компонентов, составляющих техносферу (промышленные предприятия, транспорт и т. п.), и применяя специальную защитную технику для устранения негативного влияния техносферы на человека.
Литература
1 белов
(АиФ, 2005, № 51, с. 6).