Человек - существо, воплощающее в себе высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.
Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений.
Индивид – человек, как единичное природное существо, представитель рода Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.
Направленность личности – мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретным жизненным целям, источниками которых являются потребности, общественные требования и пр.
Потребность – состояние нужды в чем-либо.
Мотив – побуждение к деятельности.
Интерес - познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительными переживаниями.
|
|
Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Уровень притязаний – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самосознание – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Практический инструментарий: методики для исследования самооценки, уровня притязаний, эгоцентризма, направленности личности.
Рекомендуемая литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986. - С.60-72.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Хрестоматия по психологии. –М.: Просвещение,1977. - С.159-164.
3. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Хрестоматия по психологии. - С.182-187.
4. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1986.- С.191-229.
5. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - С.144-160.
Практическое занятие № 3
Тема: Психология деятельности
Вопросы для рассмотрения
1. Понятие о деятельности в психологии.
2. Структура деятельности.
3. Потребности и мотивы в структуре личности и в структуре деятельности, их соотношение.
|
|
4. Проблема неосознаваемой (бессознательной) мотивации и детерминации поведения и деятельности.
5. Деятельность и сознание личности.
6. Разнообразие видов деятельности.
Методические рекомендации:
5. Ответить на вопросы семинара.
6. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): деятельность, индивидуальный стиль деятельности.
7. Законспектируйте предлагаемые к семинару статьи.