№ Тема. Психология воспитания
1. Понятие о воспитании. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Соотношение понятий "социализация" и "воспитание".
2. Взаимосвязь обучения и воспитания. Воспитанность и воспитуемость школьников. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Ценностные ориентации и их характеристика.
3. Моральное развитие и усвоение культурно-исторического опыта людей в процессе воспитания. Психологические механизмы формирования личности.
4. Самооценка и ее воспитательное значение. Технологии воспитательных воздействий и их психологические основы. Организация самовоспитания.
Основные понятия: воспитание, метод воспитания, прием воспитания.
Методические рекомендации:
1. Ответить на вопросы семинара.
2. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Дайте определение понятию «воспитание». Рассмотрите различные подходы к проблеме воспитания.
Выделите и рассмотрите основные средства воспитания, институты воспитания.
Выделите основные виды психологической поддержки школьников.
Выделите и охарактеризуйте проблемы неуспевающих школьников.
Практическое занятие № 6
Тема. Психология педагогической деятельности
1. Педагогическая профессия среди других профессий Мотивы выбора педагогической деятельности в качестве профессии.
2. Понятие педагогической деятельности Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы.
3. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Мотивация и центрация педагогической деятельности.
4. Понятие о стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Классификации стилей деятельности и поведения в психологии (К. Левин, Г.М. Андреева, Г.Б. Морозова). Стили педагогической деятельности и их характеристика (А.К. Маркова, А.Я. Никонова).
5. Урок как основная организационная единица процесса обучения. Проблемы психологического анализа урока. Уровни психологического анализа урока.
6. Принципы наблюдения и анализа урока Схема психологического анализа урока.
Основные понятия: педагогическая деятельность, стиль деятельности, индивидуальный стиль деятельности, урок.
Практическое занятие № 7