Теория учебной деятельности

Теория учебной деятельности разработана в отечественной психологии на базе культурно-исторической теории (Л.С.Выготский), принципа единства психики и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), в контексте психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). Она явилась одним из подходов в отечественной психологии к процессу учения реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка (В.В.Давыдов, А.К.Маркова, 1981).

Само понятие «учебная деятельность» появилось сравнительно недавно. В начале 60-х гг. Д.Б.Эльконин сформулировал следующий подход к учебной деятельности. «Основной единицей (клеточкой) учебной деятельности является учебная задача… Основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект». Вместе с тем он подчеркивал, что, «никакое изменение в субъекте невозможно вне осуществляемых им самим предметных действий» (Д.Б.Эльконин, 1961, с.12-13). По определению Д.Б.Эльконина, учебная деятельность – это специфическая форма индивидуальной активности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, а также происходят изменения в самом ученике.

По мнению В.В.Давыдова, учебная деятельность должна отвечать следующим требованиям:

- объектом усвоения должны быть теоретические понятия (т.е. школьники должны усвоить основные понятия, составляющие теорию данного предмета);

- процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;

- результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая состоит из таких компонентов как учебные потребности, мотивы, задачи, действия и операции.

Таким образом, главным содержанием учебной деятельности является усвоение обобщенных способов действия в сфере научных понятий и происходящие на этой основе качественные изменения в психическом развитии ребенка.

Согласно Д.Б.Эльконину, учебная деятельность - это прежде всего ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В то же время, структура учебной деятельности является одинаковой для учащихся любого возраста.

В структуру учебной деятельности входят:1) мотивация; 2) учебные задачи; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.

Учебная мотивация выступает как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения.

Учебная задача - это специфическая задача, решение которой позволяет усвоить общие способы решения относительно широкого круга задач в данной области. Учебная задача отличается от конкретно практических задач тем, что ее цель и результат состоят в изменении действующего субъекта, в творческом развитии личности ученика.

Учебные действия - специфические, умственные преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятия и построение предметной или знаковой модели, в частности, выступают:

- действие планирования - включает в себя выбор пути достижения цели, оптимального способа решения из предложенных возможностей;

- действие моделирования способов решения в графической, знаковой или буквенной форме;

- действие конкретизации общего способа, выработанного в ходе решения учебной задачи (В.В.Давыдов, 1972; А.З.Рахимов, 1996).

Действие самоконтроля (или контроль, переходящий в самоконтроль) - это определение соответствия учебных действий условиям учебной задачи на основе предполагаемых результатов.

Действие самооценки (или оценки, переходящей в самооценку)– определение степени усвоения общего способа решения учебной задачи и соответствия результата учебных действий их конечной цели.

Технология уроков по системе развивающего обучения разработана А.З.Рахимовым (1996). Урок, согласно технологии А.З.Рахимова, состоит из трех этапов.

1. Ориентировочно-мотивационный этап – включает проверку творческой домашней работы, выравнивание знаний и формулировку учебной задачи.

2. Ориентировочно-исполнительский этап – этап решения учебной задачи и формирования учебных действий.

3. Рефлексивно-оценочный этап – итоговая рефлексия и общая самооценка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: