Нормирование экономического регулирования

В некоторых случаях обсуждается необходимость нормирования экономического ре­гулирования или ограничения доступа к ценному ресурсу долевой собственность/. Обыч­ный пример такого ресурса - теле-, радиовещательные частоты. Хотя этот спектр непре­рывен, прием осуществляется лучше, если радиостанции рассеяны вдоль него. Если бы доступ к частотам был свободен и неограничен, радиостанции могли бы заполнить эфир с большего числа станций, посылающих сигналы по специфической ширине диапазона или каналу. Потребители нашли бы результаты неудовлетворительными: конкурирующие сигналы были бы искажены. Таким образом, конкуренция за общий ресурс могла бы уничтожить его ценность. Ясно, что некоторый способ определения исключительных прав на использование такого ресурса необходим. Однако неясно, используется ли форма ре­гулирования (в которой правительство предоставляет лицензии тем, кто удовлетворяет различные критерии), выполняющая эту цель очень справедливо или эффективно.

Рассмотрим пример нормирования спектра радиопередач. Когда появилось радио, права на электромагнитный спектр радиопередач были распределены на основе правила «первый пришел - первый обслужил». С установлением Федерального радиоакта в 1927 г., потенциальные радиостанции должны были обращаться к правительству для получения лицензии, чтобы использовать часть этого спектра в определенное время.

Никто не сомневается в необходимости некоторой системы для передачи и присужде­ния прав на этот ресурс. Критики регулирующего подхода правительства сосредоточились на передаче лицензий. Претенденты должны были убедить Федеральную комиссию связи (FCC), что их программы «обслуживают общественный интерес, удобство или потреб­ность», придерживаясь некоторых рекомендаций относительно содержания программы и количества программ обслуживания. Затем лицензии бесплатно предоставлялись (или во­зобновлялись) лицензиату. Критики подчеркивают, что эта система бесплатного лицензи­рования предоставляет огромную случайную прибыль для удачливых владельцев прав на дефицитные частоты радиопередачи, в противоположность больших потерь Федерального казначейства. Экономисты оценили, что, если бы права радиопередачи продавались та­ким же образом как права бурения в морс, или права на добычу полезных ископаемых на федеральных землях, Казначейство могло бы получать дополнительный миллиард долла­ров в год; права на общий спектр возможно стоят приблизительно 200 млрд долл.

То, что правительство не нормировало спектр радиопередач через цеповую систему, обычно принимается, как случай истории. Никто не думал об этом в 1920-х годах, так как история продолжает свой ход, теперь мы просто продолжаем эту систему.


Но экономист Томас Хазлетт недавно оспорил это мнение. По мнению Хазлетта, бес­платная система лицензирования, принятая в 1927 г., не следовала из незнания лучших альтернатив, и при пом саморегулирование не было нацелено просто на предотвращение проблем помех, связанных с радиостанциями, переполняющими частоты друг друга. Скорое он утверждает, что принятый подход был нацелен на создание арендных плат на ■этом рынке и распределение их среди ключевых избирательных округов в процессе разра­ботки политики.

Существенные арендные платы были установлены путем ограничения части спектра, доступного радиостанциям, в размере меньше чем 5% от технологически возможного для использования радиопередач. В Европе в использовании было значительно большее коли­чество спектра радиопередач, но законодатели США заведомо отвергали этот выбор. Та­ким образом, ограничивая число выпущенных лицензий, правительство создавало эффек­тивный барьер для входа в радиовещание, который гарантировал определенную стоимость каждой лицензии.

Почему бы не фиксировать эти арендные платы для налогоплательщиков путем про­дажи искусственно недостаточных лицензий?

Хазлетт утверждал, что законодатели понимают, что продажа прав радиопередач не­выгодна в их личных интересах. Радиостанции просто бы платили рыночную цену за свои частоты и работали бы, будучи никому необязанными. Лучше создать ситуацию, когда законодатели и регуляторы поддерживают вместе свою власть с помощью радио. Конку­ренция за ценные лицензии в политической сфере затем бы привела к существенным вы­годам для политических деятелей в форме содействия политической кампании или созда­ния благожелательного имиджа для интересующих групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: