В некоторых случаях обсуждается необходимость нормирования экономического регулирования или ограничения доступа к ценному ресурсу долевой собственность/. Обычный пример такого ресурса - теле-, радиовещательные частоты. Хотя этот спектр непрерывен, прием осуществляется лучше, если радиостанции рассеяны вдоль него. Если бы доступ к частотам был свободен и неограничен, радиостанции могли бы заполнить эфир с большего числа станций, посылающих сигналы по специфической ширине диапазона или каналу. Потребители нашли бы результаты неудовлетворительными: конкурирующие сигналы были бы искажены. Таким образом, конкуренция за общий ресурс могла бы уничтожить его ценность. Ясно, что некоторый способ определения исключительных прав на использование такого ресурса необходим. Однако неясно, используется ли форма регулирования (в которой правительство предоставляет лицензии тем, кто удовлетворяет различные критерии), выполняющая эту цель очень справедливо или эффективно.
Рассмотрим пример нормирования спектра радиопередач. Когда появилось радио, права на электромагнитный спектр радиопередач были распределены на основе правила «первый пришел - первый обслужил». С установлением Федерального радиоакта в 1927 г., потенциальные радиостанции должны были обращаться к правительству для получения лицензии, чтобы использовать часть этого спектра в определенное время.
Никто не сомневается в необходимости некоторой системы для передачи и присуждения прав на этот ресурс. Критики регулирующего подхода правительства сосредоточились на передаче лицензий. Претенденты должны были убедить Федеральную комиссию связи (FCC), что их программы «обслуживают общественный интерес, удобство или потребность», придерживаясь некоторых рекомендаций относительно содержания программы и количества программ обслуживания. Затем лицензии бесплатно предоставлялись (или возобновлялись) лицензиату. Критики подчеркивают, что эта система бесплатного лицензирования предоставляет огромную случайную прибыль для удачливых владельцев прав на дефицитные частоты радиопередачи, в противоположность больших потерь Федерального казначейства. Экономисты оценили, что, если бы права радиопередачи продавались таким же образом как права бурения в морс, или права на добычу полезных ископаемых на федеральных землях, Казначейство могло бы получать дополнительный миллиард долларов в год; права на общий спектр возможно стоят приблизительно 200 млрд долл.
То, что правительство не нормировало спектр радиопередач через цеповую систему, обычно принимается, как случай истории. Никто не думал об этом в 1920-х годах, так как история продолжает свой ход, теперь мы просто продолжаем эту систему.
Но экономист Томас Хазлетт недавно оспорил это мнение. По мнению Хазлетта, бесплатная система лицензирования, принятая в 1927 г., не следовала из незнания лучших альтернатив, и при пом саморегулирование не было нацелено просто на предотвращение проблем помех, связанных с радиостанциями, переполняющими частоты друг друга. Скорое он утверждает, что принятый подход был нацелен на создание арендных плат на ■этом рынке и распределение их среди ключевых избирательных округов в процессе разработки политики.
Существенные арендные платы были установлены путем ограничения части спектра, доступного радиостанциям, в размере меньше чем 5% от технологически возможного для использования радиопередач. В Европе в использовании было значительно большее количество спектра радиопередач, но законодатели США заведомо отвергали этот выбор. Таким образом, ограничивая число выпущенных лицензий, правительство создавало эффективный барьер для входа в радиовещание, который гарантировал определенную стоимость каждой лицензии.
Почему бы не фиксировать эти арендные платы для налогоплательщиков путем продажи искусственно недостаточных лицензий?
Хазлетт утверждал, что законодатели понимают, что продажа прав радиопередач невыгодна в их личных интересах. Радиостанции просто бы платили рыночную цену за свои частоты и работали бы, будучи никому необязанными. Лучше создать ситуацию, когда законодатели и регуляторы поддерживают вместе свою власть с помощью радио. Конкуренция за ценные лицензии в политической сфере затем бы привела к существенным выгодам для политических деятелей в форме содействия политической кампании или создания благожелательного имиджа для интересующих групп.