Организация услуг и интеграция с местными органами власти и потребителями

В том, что касается услуг на городском и местном уровнях, создание мелкомасштаб­ных проектов по инициативе потребителей или местных органов власти может во многих районах стать источником эффективных и недорогих услуг, например, производство элек­троэнергии на местном топливе или на нетрадиционных источниках электроэнергии, не подключенных к национальной энергосистеме. Это особенно справедливо в случаях, ко­гда производители электроэнергии одновременно являются и его основными потребите­лями. Механизмы самостоятельного обеспечения энергией местными органами власти должны отбираться, разрабатываться и осуществляться на местах, а не навязываться со стороны. Кроме того, это может оказаться единственным приемлемым решением в приго­родных и сельских жилых районах, не имеющих административного подчинения, до тех пор, пока не будет соответствующим образом расширена существующая система энерге­тического хозяйства.

Преимущества:

участие потребителей или представителей общественности на самых ранних этапах
подготовки программы для обеспечения готовности оплачивать услуги и выработ­
ки чувства причастности;

• участие потребителей обеспечивается соответствующими организационными ме­
рами и взносами в денежном или натуральном выражении;

• отраслевые ведомства или неправительственные организации оказывают поддерж­
ку группам потребителей в рамках технической помощи и программ обучения;

• при необходимости, принимаются во внимание технические требования взаимосвя­
зи с первичной и вторичной сетевой инфраструктурой;

• лица, отвечающие за эксплуатацию, надлежащим образом подготовлены, получают
соответствующее вознаграждение и несут личную ответственность.

Наибольший потенциал для конкуренции в энергетике существует в области тепло­электростанции и линий электропередачи, то есть для тех видов деятельности, которые могут быть выделены из существующих энергопредприятий, построенных по принципу вертикальной интеграции, и переданы в эксплуатацию на правах концессии. Альтернатив­ный вариант предусматривает предоставление этих услуг частным сектором. Тем не ме­нее, для того чтобы дробление имело желательный эффект, необходимо создать хотя бы минимальный рынок, причем в не совсем развитых рынках многих регионов с низким до­ходом вертикальное отделение производства электроэнергии от ее передачи и распреде­ления может и не привести к повышению эффективности, необходимой для компенсации связанных с этим дополнительных издержек на координацию.


Отраслевая политика, опирающаяся на конкуренцию в производстве электроэнергии, способна повысить эффективность и снизить издержки. Концессии являются одним из проверенных способов повышения отраслевой эффективности. Конкуренция предусмат­ривает доступ частных компаний электроснабжения к национальной электросети, а их деятельность должна координироваться управляющим сетью.

Практически во всех странах крупные гидроэлектростанции, по всей вероятности, ос­танутся в государственной собственности (в связи с их уникальным положением в плане экологического воздействия и риска), по эксплуатация их может быть переведена на ком­мерческую основу, например, в рамках контрактов на организацию производства. Малые гидроэлектростанции могут находиться в частной собственности.

В обозримом будущем национальные линии электропередачи сохранят черты естест­венной монополии и после передачи в концессию затраты должны будут регулироваться регулятивной комиссией республиканского уровня.

Реформа доминирующих в отрасли предприятий, особенно в сфере линий электропе­редачи, должна быть направлена на обеспечение финансовой и управленческой самостоя­тельности, а также на развитие рыночной практики. Во многих случаях это потребует пе­редачи части активов в собственность частному сектору (путем создания совместных предприятий или разгосударствления) и заключения контрактов на организацию произ­водства или концессионных контрактов с частным сектором, хотя желательно соблюдение раздельного функционирования частых компаний электропередачи и частных компаний по производству электроэнергии. Изменения в организационной структуре необходимы для создания у поставщиков электроэнергии стимулов взимать рентабельную плату за ус­луги, необходимую для обеспечения самофинансирования инвестиций, экономии электро­энергии и более эффективного использования существующих мощностей. Взимаемая с потребителей плата должна также включать уплачиваемые компанией электроснабжения взносы природоохранного назначения в соответствии с принципом, по которому загрязни­тель оплачивает любой экологический ущерб окружающей среде, нанесенный его дея­тельностью.

Необходимо также отметить, что существует ряд факторов, оказывающих влияние на выбор вариантов, такие как:

потенциал региона;

• плотность и структура потребителей;

• наличие топлива или других форм источников электроэнергии;

• менталитет территории, уровень образованности, скорость интеграции других от­
раслей;

• уровень влияния ТЕРкомов по имуществу, приватизации, антимонопольной и це­
новой политик.

Товарищество с ограниченной ответственностью Преимущества:

• для участников товарищества ответственность ограничивается суммой капитало­
вложений в коммерческую деятельность;

• более сильные стимулы для мобилизации денежных средств.

Недостатки:

• необходимость наличия, по крайней мере, одного члена с полной ответственно­
стью, который несет неограниченную ответственность относительно коммерческой
деятельности;

• участники могут не участвовать в управлении коммерческой деятельностью;

• большие затраты на организацию, по сравнению с полным товариществом.


Лекция 12. Общественные расходы.

1.Формы общественных расходов.

2.Финансирование производства товаров и услуг в госсекторе.

1.Ресурсный потенциал общественного сектора, сформированный на базе государственных доходов, реализуется посредством государственных(общественных) расходов, которые осуществляются как в денежных, так и в натуральных формах.

Аллокация общественных расходов предполагает их адекватную увязку с политическими

целями. На практике это достигается в ходе бюджетного процесса, на котором сказываются конкретные обстоятельства общественного выбора в том числе разнообразные групповые интересы.

Задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств, можно в целом разделить

на три группы. Первая — это оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеютвозможности самостоятельно себя обеспечить. К

данной категории общественных расходов относятся, например, пособия, выплачиваемые инвалидам. Вторая группа задач — это обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы и т. п. Для этой категории расходов в отличие от предыдущей аллокационная активность государства непосредственно не сводится к перераспределению, а имеет место своеобразное предварительное аккумулирование средств, в том числе иногда

и личных средств застрахованных, с целью последующей выплаты при наступлении

страхового случая. В данном случае расходы внутренне связаны со специфическими

маркированными налогами. Если ближайшим субститутом социальной помощи

выступает частная благотворительность, то ближайшим субститутом общественного

страхования является страхование частное и добровольное.

Наконец, третья группа задач — это производство и приобретение благ

(услуг), ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя

государство. Как правило, они либо непосредственно обладают свойствами чистых

или смешанных общественных благ, либо принадлежат к числу ключевых факторов

формирования этих благ (так, отдельный винтовочный патрон не является общест-

венным благом, но создание запаса патронов представляет собой один из компо-

нентов оборонных усилий и требует общественных расходов).

Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирования затрат

на содержание организаций общественного сектора, закупок товаров или услуг,

субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок,

а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами

социальной помощи и страхования. Перечисленные формы зачастую выступают

в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, взаимодополняют друг друга.

Например, программа помощи инвалидам может предусматривать различные

по характеру ассигнования, Во-первых, это средства, направляемые на содержание

домов инвалидов, имеющих статус государственных учреждений и финансируемых

исходя из нормативов затрат либо в порядке возмещения фактических расходов,

Во-вторых, это ассигнования на закупку протезов, медикаментов, транспорта и,

быть может, также услуг частных домов инвалидов и т. п. Когда речь идет о закупках,

средства ассигнуются в увязке не с элементами затрат, а с рыночной ценой той

продукции, которую предполагается приобрести. В-третьих, могут быть предусмо-

трены субсидии предприятиям, поощряющие, с одной стороны, использование труда

инвалидов, а с другой — производство тех специфических товаров, в которых

они нуждаются. В-четвертых, нужны средства на выплату пенсий и, возможно,

организацию бесплатной выдачи тех же протезов и др.

Подчас одним и тем же денежным суммам соответствуют различные формы

расходов, следующие друг за другом, Так, бесплатное предоставление товаров или

услуг может быть обеспечено за счет бюджетного финансирования производящего

их государственного учреждения либо за счет их предварительной закупки у сторон-

него поставщика. Как бы то ни было, расходам в форме бесплатной выдачи товара

обязательно предшествуют расходы на его производство внутри общественного

сектора или на его приобретение.

Рациональный выбор форм, в которых расходуются средства, позволяет

обеспечить экономию и повысить результативность их использования. Добиться

этого существенно легче, когда расходы с самого начала структурируются скорее в

разрезе конкретных целей и задач, чем в разрезе ведомств, их подразделений и т. д.

Общественные расходы можно представить в качестве отрицательных налогов,

Микроэкономические последствия налогообложения возникают в силу того, что

налоги меняют значения цен потребительских благ и доходность факторов произ-

водства, индуцируя тем самым изменения рыночного поведения (состав и условия

добровольных сделок). То же самое относится к общественным расходам. Напри-

мер, акциз для уплачивающего его производителя есть не что иное, как положи-

тельный прирост издержек, а субсидия — их отрицательный прирост. Соответст-

венно на общественные расходы с некоторыми оговорками распространяются

многие из тех положений, которые излагались выше применительно к налогам,

Подобно тому как экономическая сфера действия налога, вообще говоря,

не совпадает с кругом его непосредственных плательщиков, программа общест-

венных расходов нередко приносит выгоды не одним только своим непосредст-

венным реципиентам. Реципиентами будем называть тех, кто безвозмездно u1080 или

на льготных условиях получает какие-либо блага или денежные средства за счет

общественного сектора. В то же время круг лиц, на которых в конечном счете

распространяются выгоды (положительные приращения полезности), обусловленные

данной программой, станем обозначать термином сфера действия программы

общественных расходов.

Пусть, например, речь идет о программе денежных выплат безработным.

Средства, которые передаются нуждающимся на основе программы, используются

безработными, в частности, для приобретения продуктов питания. Таким образом,

одно из последствий принятия программы — увеличение спроса на продоволь-

ственные товары. Если эластичность предложения этих товаров относительно

невысока, то следствием становится рост цен и частичное перемещение выгод от

реципиентов программы в пользу производителей и продавцов продовольствия.

Допустим теперь, что помощь безработным осуществляется в форме субсиди-

рования работодателей, создающих новые рабочие места, либо субсидирования

учреждений профессионального образования, которые осуществляют переподго-

товку безработных, дабы облегчить им поиск новой сферы занятости. В обоих

случаях непосредственными получателями общественных средств (реципиентами)

являются не сами безработные, а иные физические или юридические лица. Однако

замысел программы состоит именно в том, чтобы выгоды в конечном счете переме-

стились к безработным, которые в итоге окажутся в сфере действия программы.

От чего зависит мера перемещения выгод?

Если размер ассигнований на создание рабочего места или переподготовку

одного незанятого задан, то выгоды, реально получаемые лицами, не имевшими

работы, определяются ситуацией на рынке труда. Рассматриваемые меры способ-

ствуют увеличению спроса на труд, снижая при прочих равных условиях издержки,

которые приходится нести работодателям, намеренным расширить производство.

Однако одному и тому же сокращению издержек могут соответствовать различные

изменения спроса.

Перемещение выгод — основная причина, по которой сфера действия

программы подчас не отвечает замыслам тех, кто ее поддерживал, ориентируясь на

интересы избирателей. Однако иногда несовпадение возникает и вследствие

недостаточно продуманных процедур определения круга потенциальных и

действительных реципиентов.

Пусть речь идет, например, о программе льготных займов на получение

платного высшего образования. Такая программа могла бы быть введена с целью

облегчить доступ к образованию в первую очередь для наименее обеспеченных

слоев населения. Однако, если займы покрывали бы только плату за обучение,

они оказались бы не слишком привлекательными для тех, кто вынужден ежедневно

зарабатывать себе на жизнь. В итоге выгоды от такой программы достались бы в

основном тем молодым людям, родители которых принадлежат к средним слоям,

большинство из них, по-видимому, получили бы доступ к высшему образованию

и без таких займов.

Реальную сферу действия программы далеко не всегда удается обнаружить

при поверхностном рассмотрении. Особенно это верно, когда программа находится

в стадии разработки и обсуждения. Между тем принять обоснованное решение о

целесообразности финансирования программы можно, лишь если имеются доста-

точные гарантии совпадения действительной сферы ее действия с предполагаемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: