Под юридической ответственностью следует понимать обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния.
Стадии наступления ответственности:
• возникновение юридической ответственности;
• выявление юридической ответственности
• официальная оценка юридической ответственности в актах компетентных органов;
• реализация юридической ответственности.
К основным принципам юридической ответственности можно отнести следующие:
Ответственность лишь за деяния, являющиеся противоправными. Ответственность лишь за деяния, являющиеся противоправными. Данный принцип, главным образом, обращен к законодателю и затрагивает деятельность правоприменителя.
Принцип справедливости охватывает своим содержанием следующие требования:
1) нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания;
2) недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;
|
|
3) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;
4) за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание;
5) характер ответственности должен соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Принцип законности состоит в том, что юридическая ответственность:
1) может иметь место лишь за те деяния, которые предусмотрены законом;
2) применяться в строгом соответствии с процедурно-процессуальными требованиями;
3) предполагает обоснованное применение, т.е. факт совершения конкретного правонарушения должен быть установлен как объективная истина.
Главное назначение и направленность презумпции невиновности заключается в обеспечении: процессуального содержания органов и лиц, ведущих процесс, в отношении обвиняемого (подозреваемого, подсудимого); всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела; исключение обвинительного уклона; строгое следование закону. При этом должен строго соблюдаться принцип презумпции невиновности. Он закреплен в Конституции РФ. Его смысл
заключается в следующем: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 13 УПК РФ подчеркивает еще одно важное положение принципа презумпции невиновности: «Никто не может быть признан виновным, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом». Значимость этого положения обусловлена тем, что основными вопросами уголовного дела, которые разрешаются в приговоре, являются: виновен или невиновен подсудимый, применять или не применять к нему наказание.
|
|
Принцип целесообразности означает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Данный принцип предполагает:
• индивидуализацию государственно-принудительных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, личностных свойств правонарушителя;
• возможность смягчения и даже отказа от применения мер ответственности в случае, если ее цели могут быть достигнуты иным путем.
Принцип неотвратимости наказания предполагает:
• ни одно правонарушение не должно остаться «незамеченным» для государства;
• быстрое и оперативное применение мер ответственности за совершение правонарушения;
• высокий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов.
Виды юридической ответственности непосредственно находятся в прямой зависимости от того, какой вид правонарушения совершен виновным лицом. В юридической науке выделяют следующие виды юридической ответственности:
• гражданско-правовая ответственность (имущественные санкции);
• административная ответственность (штраф, конфискация, возмездное изъятие предмета, административный арест, …);
• дисциплинарная ответственность (выговор, замечание, увольнение...);
• уголовная ответственность (наказание, применяемое только судом к лицам, виновным в уголовном преступлении).
Таким образом, юридическая ответственность существует и реализуется в рамках правонарушений. Ее участниками являются: с одной стороны — государство в лице своих компетентных органов, а с другой — граждане и юридические лица.
Контрольные вопросы
1. Понятие правомерного и противоправного поведения.
2. Понятие и виды правонарушений.
3. Состав правонарушения.
4. Юридическая ответственность.
Рекомендуемая литература
1. Учебник ТгиП.
2. УК РФ.
3. ГК РФ.
4. Кодекс об административных правонарушениях.
5. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении, М., 1990 г.
6. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. М, 1983 г.
7. Кудрявцев В.Н. Право и поведение М.,1979.
8. Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963,
9. Преступность одолеем сообща. Отчет МВД РФ перед гражданами России / Российская газета от 11.03.1999 г.
10. Отчет перед гражданами Российской Федерации. Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 1998 году // г-та «Щит и меч» от 11 марта 1998 года
П. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // ж-л «Государство и право», 2000г., №6, стр. 12-17.
12. Ветютнев Ю.Ю. О правовой случайности и правовом хаосе. //«Журнал Российского права». 2003, № 7.
13. Поддубный А.О. Административно — деликтные иммунитеты. //«Журнал Российского права». 2003, № 6.
14. Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы. //«Государство и право». 2003, № 6, с. 66-69.
15. Ларичев В.Д., Покаместов А.В., Щербаков В. Ф. Понятие и особенности организованной преступной деятельности в сфере экономики. //«Государство и право». 2003, № 12, с. 36-42.
16. Панкова О.В. Административная ответственность за налоговые преступления: проблемы и судебная практика применения КоАП РФ. //«Журнал Российского права». 2004, № 1, с. 55-63.
17. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 14 января 2004 г. № 23 «Об организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях». //«Российская газета» от 2 марта 2004 г. № 41.