Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К. : Здоровье, 2004. - С. 81

1).25%

2). 20%

3). 17 - 18%

* 4). 15,4 - 16%

5). 10 - 12%

В. Задачи для самоконтроля с ответами.

Задача

Длина помещения составляет 22,4 м, ширина - 6 м, высота - 3,5 м. Есть один вентиляционное отверстие круглой формы, имеющие диаметр 40 см, скорость движения воздуха - 5 м / с, необходимая кратность обмена воздуха - 5.

Сначала определяют площадь вентиляционного отверстия по формуле (3):

S = P R 2; (3)

где p = 3,14;

r - радиус вентиляционного отверстия (м).

S = 3,14 × (0,2) 2 = 0,13 м 2.

Затем определяют объем вентиляционного воздуха по формуле (4):

Vв.п. = S × V × T (4)

где Vв.в. - Объем вентиляционного воздуха (м3);

V - скорость движения воздуха (м / с);

t - время (3600 с)

Vв.в. = 0,13 × 5 × 3600 = 2340 м 3.

Наконец, зная объем вентиляционного воздуха (Vв.в.) и объем промещения (V), вычисляют кратность воздухообмена (КВ) по формуле (5):

V в.в. 2340

КВ = - = - = 5 (5)

V 470

После этого фактическую величину кратности воздухообмена сравнивают с требуемой величиной кратности воздухообмена, и обосновывают гигиеническое заключение о эффективности вентиляции помещения.

Если вентиляция неэффективна, в гигиеническом заключении следует указать наиболее приемлемые способы повышения эффективности работы вентиляционных устройств (увеличение скорости движения воздуха, количества или площади вентиляционных отверстий и т.д.).

Некоторые нормативы чистоты воздуха закрытых помещений, эффективности естественной и искусственной вентиляции приведены в таблицах 1 и 2.

8.Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:

8.1.Перечень учебных практических задач, которые необходимо выполнить при практическом (лабораторного) занятия:

1. Определить эффективность проветривания учебных помещений по содержанию в воздухе углекислоты.

2. Оценить эффективность искусственной вентиляции на основании определения величин кратности воздухообмена (по данным ситуационной задачи).

3. Решить ситуационные задачи по теме практического занятия.

9. Инструктивные материалы для овладения профессиональными умениями, навыками:

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОЗДУХА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕНТИЛЯЦИИ

Определение эффективности естественной вентиляции по содержанию углекислоты

Метод основан на сопоставлении количества балончиков атмосферного воздуха и воздуха помещения, потраченных на обесцвечивание 10 мг щелочного раствора (600 мг воды, 1 капля 25% раствора аммаака, 2 капли фенолфталеина) в поглотители Петри.

Подсчет количества баллончиков, потраченных на нейтрализацию (обесцвечивание) щелочного раствора проводится трижды: до и после проветривания помещения, а также на открытом участке атмосферного воздуха.

Содержание углекислоты (СО2) в воздухе рассчитывают по формуле (1):

А · 0,04

Содержание СО 2 (%) = -----; (1)

В

где А - количество балончиков атмосферного воздуха, затраченного на обесцвечивание щелочного раствора;

В - количество балончиков воздуха в помещении, затраченного на обесцвечивание щелочного раствора;

0,04 - содержание углекислоты в атмосферном воздухе (%).

Оптимальная концентрация углекислоты в воздухе жилых помещений, палат лечебно-профилактических учреждений и учебных помещений составляет 0,07-0,08%, допустимая - 0,1%.

Пример рассчета. Hа обесцвечивание 1 мл щелочного раствора было потрачено 50 баллончиков атмосферного воздуха и соответственно на обесцвечивание 1 мл щелочного раствора до и после проветривания в учебной комнате - 10 и 20 балончиков.

Количество углекислоты в воздухе помещения составляет:

50 × 0,04

а) до проветривания ----- = 0,2%

50 × 0,04

б) после проветривания ---- = 0,1%.

Определение эффективности искусственной вентиляции

по величине кратности воздухообмена.

Кратность воздухообмена как показатель эффективности искусственной вентиляции определяется по формуле (2):

V в.в. v · S · n · t

КОП = - = -----; (2)

VV

где КОП - кратность обмена воздуха;

V в.в. - Объем вентиляционного воздуха (м3);

V - объем помещения (м3);

S - площадь вентиляционного отверстия (м2);

v - скорость движения воздуха (м / с);

n - количество вентиляционных отверстий;

t - время (3600 с).

Кратность воздухообмена в жилых комнатах, учебных помещениях и палатах лечебно-профилактических учреждений должна составлять 2-3 раза в час.

Таблица 2

Показатели чистоты воздуха закрытых помещений

степень чис концентрацию Общее Количество
тоты воздуха ция СО2 (%) количество микроорга-низмов в м3 стрептокок- ков в г. 3 стафилокок- ков в г. 3
чистый 0,07 до 3000 к 10  
удовлетворительно чистый до 0,1 до 4000 до 40 до 100
умеренно загрязненный до 0,15 до 7000 до 120 до 150
сильно загрязнен свыше 0,15 свыше 7000 свыше 120 свыше 150

Таблица 3

Нормативы кратности воздухообмена в помещениях различного назначения

помещения Кратность обмена воздуха
  приточная вентиляция вытяжная вентиляция
Палаты для вросли больных 80 м 3 на 1 койку 80 м 3 на 1 койку
Палаты для детей 80 м 3 на 1 койку 80 м 3 на 1 койку
Палаты инфекционного отделения 2,5 м 3 на 1 койку 2,5 м 3 на 1 койку
кабинеты врачей 1 м 3 1 м 3
Помещение для санитарной обработки больных 3 м 3 5 м 3
Санитарный узел для больных 3 м 3 50 м 3
малые операционные 10 м 3 5 м 3
Перевязочные и процедурные 1,5 м 3 2 м 3
Манипуляционные, передоперационние, приемные-сортировочные и санитарные комнаты 1,5 м 3 5 м 3

Кроме того, следует отметить, что минимальный объем вентиляции на одного чоловека в больничных палатах и ​​в учебных помещениях должен составлять 30 м3 / ч, в кинотеатрах - 20 м3 / ч.

9.1. Методика выполнения работы, этапы выполнения.

№ п / п Основные этапы занятия, их функции и содержание Учебные цели в уровнях усвоения Методы контроля и обучение Материалы методическогозаб. Время вмину-нах
1. Подготовительный этап:        
  1. Организационные мероприятия. 2.Постановка учебной цели. 3.Контроль исходного уровня знаний. ИИИ   Тестовый контроль устное опрос Тесты III уровня. Перечень вопросов для опроса.  
2. Основной этап:        
  Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя: 1. Определить фактический и необходимый объем вентиляции помещения по содержанием углекислого газа по данным ситуационной задачи и дать гигиеническую оценку полученным результатам. 2. Определить фактическую и необходимую кратность воздухообмена в помещении по содержанию углекислого газа по данным ситуационной задачи и дать гигиеническую оценку полученным результатам. 3. Разгрузка "связатьситуационную задачу ИИИ Протокол лабораторной работы Инструкция по выполнению лабораторной работы.  
3. Заключительный этап:        
  1. Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков. 2.Пидведення ито-ков, объявление оценок 3.Домашне задачи инструкция к выполнению   ИИИ      

Занятия лабораторное. После проверки исходных знаний и подготовки к занятию, студенты получают индивидуальные задания, по решению ситуационных задач Определяется скорость движения воздуха с помощью крыльчатых или чашечных анемометров в вентиляционном отверстии и скорость движения воздуха в помещении с помощью шарового кататермометра, оценивают полученные результаты. Работу оформляют протоколом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: