Раздел 1. Функциональное зонирование территории

Цель разработки раздела - оценить зонирование территории жилого района как средство экологического регулирования проектного решения, обеспечивающего приоритетность вопросов охраны окружающей среды.

Содержанием раздела являются:

-оценка местоположения района в структуре городских территорий в соответствии с их экологическими характеристиками;

-оценка влияния ландшафтных характеристик проектируемой территории и прилегающих территорий на функциональное зонирование и планировочное решение;

-анализ влияния основных источников и факторов антропогенного воздействия на архитектурно-планировочную структуру территории жилого района.

1.1. Эколого-градостроительные требования к проекту планировки жилого района.

1.1.1. Современный жилой район, как правило, формируется на межмагистральных территориях размером более 500 га группами кварталов. В пределах границ городских районов г. Москвы, население жилого района должно быть обеспечено комплексом объектов повседневного и периодического обслуживания.

Границами территории жилого района являются красные линии магистралей общегородского и районного значения, а в случае примыкания к другим функциональным зонам,утвержденные границы и планировочные ограничения (технические зоны и др.).

В структуре территорий жилого района участки или кварталы жилого типа занимают более 25 % территории, а участки или кварталы других типов менее 25 % каждый.

Размещение новых жилых районов осуществляется на свободных и реконструируемых территориях.

Нормативами установлены следующие требования к застройке территории селитебного назначения:

-удобный рельеф, допускающий возведение зданий и сооружений, прокладку улиц и дорог, организацию сбора и отвод поверхностных вод, сохранение рельефа местности;

-устойчивые грунты;

-благоприятные условия для организации инженерного обеспечения водоснабжения,канализации, теплоснабжения, транспортного обслуживания.

1.1.2. На территории жилого района размещаются: микрорайоны, жилые кварталы,объекты общего пользования с участками периодического обслуживания, в том числе спортивные сооружения, зеленые насаждения, а также коммунальные объекты, гаражи- стоянки и др.

1.1.3. Территория жилого района регламентируется следующими нормативными показателями:

- плотностью застройки жилых, смешанных жилых участков (суммы участков), соответствующей требованиям застройки структурной части города;

-удельными размерами территории общего пользования;

-плотностью населения на территории жилого района в межмагистральных территориях размером: от 500 до 1000 га - 200-280 чел/га; более 1000 га - 170-240 чел/га.

- обеспеченностью жителей района озелененными территориями, которая складывается из суммы удельных площадей: озелененных площадок придомовой территории, 50 % участков детских дошкольных учреждений, 40 % участков школ, участков зеленых насаждений общего пользования жилого района (микрорайона).

Таблица1.1

Нормируемые элементы территории жилого района

№№ Элементы территории жилого района Ед. изм. Удельные площади элементов территории жилого района
Межмагистральные территории
500 - 1000 га более 1000 га
  Территории общего пользования жилого района всего, в том числе: кв. м/чел. не более 14,0 не более 16,0
1. Участки спортивных сооружений « не менее 1,0 не менее 1,2
2. Участки зеленых насаждений « не менее 4,0 не менее 5,0
3. Участки коммунальных объектов « не более 0,2 не более 0,2
4. Участки гаражей-стоянок « не более 0,8 не более 0,8

1.1.4. Функционально-планировочная организация территории жилого района должна учитывать геоморфологические и микроклиматические условия,способствующие рассеиванию вредных примесей в атмосферном воздухе.

1.1.5. При проектировании уличной сети жилого района необходимо учитывать существующий и перспективный уровень загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автотранспорта и предусматривать планировочные и технические мероприятия по локализации зон загазованности.

1.1.6. В случае примыкания жилого района к территориям с зелеными насаждениями общего пользования следует осуществить организацию их буферной части для обеспечения потребности населения жилого района в озелененных территориях, но не далее, чем в 15-минутной доступности и без уничтожения существующих зеленых насаждений. Расстояние между жилой застройкой и ближним краем лесопаркового массива следует принимать не менее 30 м для лиственных и 50м для хвойных пород.

1.1.7. Расстояние от края проезжей части скоростных городских дорог до линии жилой застройки устанавливается на основании расчета уровня шума (СНиП 11-12-77). В зоне шумового дискомфорта следует размещать зеленые насаждения, гаражи-стоянки, открытые стоянки, АЗС и другие коммунальные сооружения, отдельные объекты обслуживания.

В случае примыкания жилой застройки к железной дороге расстояние от жилых домов до крайнего рельса устанавливается расчетом уровней шума в соответствии с нормативами (СНиП 11-12-77). При невозможности обеспечить нормативный уровень шума планировочным разрывом следует применять другие меры защиты от шума в соответствии с указанными нормативами.

1.1.8. Гаражи-стоянки на территории жилого района целесообразно размещать на участках коммунального и общественного назначения, территориях транспортных сооружений, на участках с резким перепадом рельефа.

1.2. Оценка общего функционального зонирования территории должна учитывать всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на проектируемую территорию, (рис. 1.1.)*

*Примечание:

В качестве примера в разделах Руководства содержится серия карт-схем, иллюстрирующих конкретную градостроительную ситуацию одного из жилых районов г. Москвы. Кроме того, в конце каждой главы прилагается перечень необходимых графических материалов при разработке раздела«Охрана окружающей среды» к проекту планировки (реконструкции) жилого района.

Среди факторов, оказывающих отрицательное влияние, необходимо прежде всего выделить воздействие промышленных и энергетических объектов, крупных объектов коммунального хозяйства, транспортных магистралей (автомобильные и железнодорожные), мостов, эстакад и других сооружений. Перечисленные объекты могут находиться за пределами проектируемого района, однако их влияние необходимо учитывать при определении зоны эколого-планировочных ограничений.

Важные положительные факторы воздействия - крупные зеленые массивы, реки и большие водоемы, открытые пространства, имеющие контакты с лесопарковой зоной.

1.2.1. Последовательность проведения оценки функционального зонирования территории жилого района целесообразно принять следующую:

-анализ существующей градостроительной ситуации, положения района в системе городской застройки в соответствии с основными требованиями и положениями разделов «Охрана окружающей среды» в Концепции генерального плана города,территориальных комплексных оценок и концепций развития административной территории, включающей проектируемый или реконструируемый район;

-анализ ландшафтной ситуации и пригодности территорий, наличия на проектируемых или прилегающих участках объектов природного комплекса, (лесопарков, парков,водных объектов) и ландшафтно-исторических объектов (охраняемых зон памятников истории и культуры, усадеб, зон охраняемого ландшафта, и др.);

-анализ промышленно-производственных, коммунально-складских, энергетических и других инженерных объектов, транспортных сооружений, крупных транспортных коммуникаций, (в т.ч. авиационных и железнодорожных).

В результате этой работы составляется карта-схема эколого-градостроительного зонирования, которая является основой для организации функционального зонирования территории жилого района.

1.2.2. В условиях реконструкции жилого района следует осуществлять ряд дополнительных исследований:

-анализ возможностей оптимизации плотности застройки и выделение зон ограниченного использования территории для наземного и подземного строительства;

-анализ существующих и проектируемых красных линий застройки, линий природоохранного регулирования;

-анализ существующей системы озеленения, оценку возможностей его оптимизации за счет сноса ветхого фонда;

-оценку акустического режима территории и выделение территорий и объектов шумового дискомфорта;

-исследование загрязненности почв и воздуха для уточнения размеров санитарно-защитных зон от коммунальных и производственных объектов;

-обоснование предложений по выводу нежилых объектов с территории жилого района.

1.2.3. Оценка воздействия производственно-коммунальных объектов и улично-дорожной сети, расположенных внутри и на границах проектируемой территории, должна включать:

-функциональные характеристики объектов, целесообразность их сохранения;

-установление границ санитарно-защитных зон и планировочных ограничений.

Оценка воздействия объектов на окружающую среду по отдельным параметрам (шум,вибрация, загрязнения и пр.) и разработка комплексных мероприятий проводится в составе специальных подразделов раздела «Охрана окружающей среды».

1.2.4. Оценка воздействия существующих транспортных магистралей и объектов,инженерной инфраструктуры должна содержать:

-анализ связи и взаимовлияние местных транспортных магистралей и инженерных коммуникаций с общегородскими системами жизнеобеспечения;

-условия подключения местных сетей и коммуникаций к общегородским системам;

-прогноз изменений структуры и интенсивности транспортных потоков на перспективу.

Оценка воздействия транспортных магистралей и инженерных коммуникаций по отдельным параметрам (шум, вибрация, загрязнения и пр.) и разработка комплексных мероприятий проводится в составе специальных подразделов раздела «Охрана окружающей среды».

Рис.1.1. КАРТА-СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ

Условные обозначения

Участки жилых домов и учреждений учебно-воспитательного назначения
Участки административных и общественных учреждений
Участки научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений
Земли промышленных предприятий
Озелененные участки
парков
скверов, бульваров
внутриквартального озеленения
промышленных предприятий
улиц и дорог
заповедники
сельскохозяйственного назначения
Участки водоемов
Участки дорог
Участки с асфальтовым покрытием
Участки с грунтовым покрытием
Участки железных дорог

1.2.5. Анализ системы открытых пространств - существенный аспект оценки функционального зонирования территории, так как открытые пространства - важнейшие структурно-планировочные элементы с различными функциональными характеристиками. К ним относятся компоненты природного ландшафта (водоемы, озелененные территории общего пользования - бульвары,скверы и др.), свободные территории и т.д. В результате анализа должны быть выявлены тенденции развития и трансформации открытых пространств, установлены их планировочные, функциональные и пространственные взаимосвязи с различными элементами жилого района и прилегающих территорий.

Характер застройки, высотность, плотность, композиционно-градостроительное решение должны способствовать активному визуальному раскрытию особенностей естественного рельефа, водных и зеленых массивов. Высокое качество функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации жилого района должно рассматриваться как существенный экологический фактор,обеспечивающий визуально-эстетический комфорт и благоприятность проживания.

1.3. Оценка влияния ландшафтных характеристик проектируемой территории на функциональное зонирование.

1.3.1. Оценка природного комплекса, историко-культурных и ландшафтных памятников выполняется в соответствии с нормами планировки и застройки и основана на ранжировании территорий по режимам охраны 5-ти категорий. [ 1 ]

Оценка отдельных природно-ландшафтных объектов должна включать:

-ранжирование природных компонентов по их ценности для экологических целей при проектировании, строительстве и реконструкции жилого района, их значение в реализации концепции генерального плана города Москвы;

-уточнение границ отдельных природно-ландшафтных элементов, выделение составляющих их функциональных элементов (уникальных ландшафтов, мест обитания редких и ценных растений и животных и т.п.), уточнение границ охранных зон;

-определение зоны планировочных ограничений.

1.3.2. Природная основа городских ландшафтов предопределяет предельно-допустимые нагрузки, которые ландшафты могут выдержать с учетом соблюдения санитарно-гигиенических и природоохранных требований. В настоящее время в связи с недостаточной разработанностью проблем комплексной оценки техногенного влияния и связанной с ним деградации ландшафтов следует использовать следующие количественные показатели: их площадь, конфигурацию и протяженность, связь с особо охраняемыми территориями, лесопарковой защитной полосой (ЛПЗП). При оценке ландшафтов учитывают их устойчивость, потенциал, способность выполнять возложенные на них социально-экологические функции. Эти обстоятельства должны быть учтены при оценке существующего функционального зонирования или его корректировке.

1.3.3. При оценке влияния природного ландшафта на функциональное зонирование жилого района, кроме экологически ценных, целесообразно выделить также участки,которые необходимо сохранить свободными от застройки или предназначить для объектов, требующих для своего функционирования особых санитарно-гигиенических или природных условий:

-экологически уязвимые участки, нарушение которых способно поставить под угрозу стабильность местной экологической системы;

-участки, обладающие особо благоприятными общими условиями и микроклиматом (для размещения детских, лечебных или оздоровительных учреждений);

-территории и акватории, пригодные и удобные для целей рекреации. При этом целесообразно учитывать то обстоятельство, что рекреационные цели не всегда совместимы с задачами охраны природы, поэтому природные участки, предназначающиеся для рекреации, могут принадлежать только к IV и V категориям режима охраны природного комплекса. [ 1 ]

1.3.4. При разработке функционального зонирования необходимо учитывать, что преобразование рельефа и благоустройство влияют на гидрогеологические условия и состояние водных объектов: формирование, распределение, состав стока и его загрязненность.

Негативное влияние на состояние гидрологического режима водных объектов оказывает высокая плотность твердых покрытий, которая приводит к увеличению поверхностного стока и обезвоживанию территорий.

Функциональное зонирование территорий и застройки должно предусматривать размещение застройки и сопутствующее ей благоустройство на незагрязненных почвах. Хорошо проницаемые почвы, выполняя санитарно-гигиеническую и природоохранную роль, уменьшают интенсивность поверхностного стока и регулируют водный баланс территории.

1.3.5. При разработке функционального зонирования территории жилого района рекомендуется создавать зоны, территория которых служит естественным барьером для сбора атмосферных осадков, пополняющих грунтовые воды. Эти зоны должны подлежать специальному картографированию, на основе которого принимается комплекс защитных мер, обязательных к выполнению:

-ограничение застройки в контуре водоносного горизонта с учетом оценки степени защищенности грунтовых вод;

-корректировка трасс инженерных сетей или их особое укрепление (канализация,водоснабжение и др.);

-специальные приемы вертикальной планировки (устройство ливневого стока для отвода загрязненного приземного стока, ступенчатая планировка склонов с устройством подпорных стенок);

-исключение устройства в непосредственной близости функционально несовместимых зон и объектов (мусоросборников, свалок, транспортных стоянок и пр.).

1.3.6. В составе функционального зонирования необходимо предусмотреть экологически безопасную и обоснованную трассировку улиц и магистралей жилого района, которая должна отвечать следующим общим правилам:

-при переходе через заболоченные территории следует отдавать предпочтение эстакаде перед выторфовыванием грунта;

-трассировка транспортной сети жилого района и создание дорожного русла не должны нарушать естественной дренажной сети местности;

-должны быть предусмотрены специальные защитные меры на местности для предотвращения загрязнения водоемов от улично-дорожной сети;

-на пойменных землях нельзя допускать размещения застройки, проведения дорог с твердым покрытием, складирования стройматериалов, так как эти ландшафты наиболее уязвимы и требуют сохранения или реабилитации.

1.3.7. В условиях реконструкции жилой застройки анализ существующего функционального зонирования территории целесообразно дополнить историко-опорным планом с ландшафтным анализом для обоснования реконструкции территорий природного комплекса (засыпанных русел рек, ручьев, водоемов) с целью восстановления природного каркаса и ограничения антропогенного воздействия на реконструируемую (проектируемую) застройку.

Необходимость данных исследований обусловлена негативными экологическими процессами на исторически сложившихся территориях города (подтопление подвалов зданий и сооружений, деформация фундаментов, гибель зеленых насаждений).

1.4. Графические приложения*.

1. Карта-схема функционального зонирования

2. Карта-схема планировочных ограничений. М1:10000, 1:5000.

* Данный перечень графических материалов может изменяться в зависимости от особенностей эколого-градостроительной и природной ситуаций проектируемого(реконструируемого) жилого района.

1.5. Перечень используемой в разделе «Функциональное зонирование территории» нормативной и научно-методической литературы.

1. Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы. МГСН 1.01-97, часть 1, 2 М., 1997, 1998.

2. Санитарные нормы обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки. СанПин № 26-05-82 от 2 июля1982.

3. Рекомендации по поэтапной реконструкции центров крупных городов. ЦНИИПградостроительства, М., 1986.

4. СНиП11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.Минстрой России ПНИИИС М., ГУП ЦПП, 1997, 44 с.

5. СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства. ПНИИИС Госстроя России.М., 1997. 41 с.

6. СП11-105-97. Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ. Госстрой России. М., ПНИИИС Госстроя России. 1997, 47 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: