1. Личность в социальной психологии. Социализация как усвоение личностью социального опыта.
2. Роль общения и деятельности в процессе социализации. Социальная установка и реальное поведение. Институты социализации.
3. Развитие личности. Теория "персонализации" А.В. Петровского. Личность как совокупность "личностных вкладов" в других людей.
4. Самоактуализация личности и личностный рост (А. Маслоу, К. Роджерс). Стремление к смыслу как базовая потребность человека. (В. Франкл).
5. Содержание процесса социализации личности. Стадии процесса социализации личности. Социальная идентичность личности.
а) основная литература:
1. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. М.: Юрайт, 2009. 639 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2009. 362 с.
3. Социальная психология. Практикум / Под. ред. Т.В. Фоломеева. М.: Аспект Пресс, 2009. 480 с.
1. б) дополнительная литература:
2. Сухова А. Н. Социальная психология. М.: Юнити-Дана, 2011. 616 с.
3. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Инфра-М, Альфа-М, 2009. 336 с.
|
|
4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология. М.: Феникс, 2009. 480с.
5. Самыгин П.С., Самыгин С.И., Ларькова Е.П. Социальная психология. М.: Феникс, 2009. 352 с.
Основные понятия: социализация, воспитание, персонализация, самооценка, самосознание, самоактуализация, индивидуализация, адаптация, культура.
Тестовый материал:
Семестр 3. Модуль 1. Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Тема 2. Психология общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Тема 3. Межличностное восприятие в структуре общения.
1. Приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия:
1) социальная апперцепция
2) объективность
3) социальная перцепция
4) социальная атрибуция
2. Перцептивная сторона общения состоит:
1) в обмене информацией между партнерами по общению;
2) в организации взаимодействия между общающимися индивидами;
3) в познании понимании людьми друг друга;
4) в планировании общей деятельности.
3. Процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого:
1) социальная перцепция
2) социальная атрибуция
3) межличностная аттракция
4) социальная апперцепция
4. Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии:
1) межличностная аттракция
2) социальная апперцепция
3) социальная атрибуция
4) социальная перцепция
5. Схемы формирования первого впечатления о человеке включают следующие факторы:
|
|
1) привлекательности;
2) превосходства;
3) положительного отношения к партнеру;
4) образования;
1) 1,2,4;
2) 1,2,3;
3) 2,3,4;
4) 4,1,3.
6.Основателем «теории инстинктов социального поведения» является:
1) Г.Фестингер;
2) У.Макдауголл;
3) З.Фрейд;
4) Э.Росс;
7.Идея разделить психологию на социальную и собственно психологию в 20-е годы 20 века, принадлежит:
1) В.М. Бехтереву;
2) Г.И. Челпанову;
3) Л.С. Выготскому;
4) П.Ф. Нечаеву.
8. Вид психологического воздействия, направленного на человека, подавляющий способность к сопротивлению:
1) влияние
2) манипуляция
3) внушение
4) принуждение
9. Интерактивная сторона общения состоит в:
1) в восприятии и познании партнера по общению;
2) в обмене информацей между партнерами по общению;
3) в установлении контакта между людьми;
4) в организации взаимодействия между общающимися индивидами.
10. Агрессивные действия индивида, направленные на самого себя, - это:
1) фрустрация;
2) интроспекция;
3) сужение сознания;
4) аутоагрессия.
11. К механизмам социальной перцепции относятся:
1) десакрализация;
2) аттракция;
3) идентификация;
4) сублимация.
12. Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные…:
а) потребностями совместного существования;
б) включенностью в социальные общности;
в) государственным социальным заказом;
г) коллективной идеологией.
13. Средством невербального общения не может выступать:
а) взгляд;
б) мимика;
в) речь;
г) поза.
14. Устойчивый образ какого-либо явления или человека, является:
а) стереотип;
б) эмпатия;
в) идентификация;
г) каузальная атрибуция.
15. Интерактивная сторона общения это:
а) обмен информацией между общающимися людьми;
б) обмен действиями;
в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.
г) регуляция отношений между людьми.
16. Конформизму особенно сильно подвержены:
а) внушаемые люди;
б) сравнительно умные люди;
в) стрессоустойчивые люди;
г) ни один ответ не верен.
17. Различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реального общения, называется речью:
а) внутренней;
б) диалогической;
в) автономной;
г) дактильной.
18. Факторами эффективной коммуникации являются:
а) знание своих целей и мотивов;
б) знание целей и мотивов партнера по общению;
в) совпадение предметной области общения;
г) все ответы верны.
19. Неосознаваемая готовность воспринимать и оценивать людей:
а) мотив;
б) эмпатия;
в) установка;
г) рефлексия.
20. Перцептивная сторона общения означает:
а) процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению;
б) обмен информацией между общающимися индивидами;
в) организацию взаимодействия между общающимися;
г) самоорганизацию и создание новых связей и отношений между людьми;
21. Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно:
а) не слишком отличаться от опыта и мнения слушателя;
б) часто видоизменяться;
в) вызывать страх;
г) ни один ответ не верен.
22. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он:
а) внушает доверие;
б) любезен;
в) похож на нас самих;
г) все ответы верны.
23. В структуре общения чаще всего выделяют:
а) 5 сторон;
6) 7 сторон;
в) 3 стороны;
г) 2 стороны.
24. Человек в процессе общения склонен:
а) может изменять свои взгляды;
б) может проявлять симпатии;
в) может объективно расшифровывать сообщения;
г) все ответы верны.
25. Способность понимания психических состояний других людей и сопереживание им называется:
а) каузальной атрибуцией;
б) стереотипом;
в) эмпатией;
г) идентификацией.
26. "Эффект ореола" означает:
а) влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности;
|
|
б) щедрую, излишнюю благожелательность при восприятии другого человека;
в) перенесение качеств группы на личность;
г) повышенную внушаемость.
27. Функциями общения являются:
а) передача информации;
б) регуляция совместной деятельности;
в) удовлетворение личностных потребностей;
г) все ответы верны;
28. Отождествление себя с партнером по общению - это
а) идентификация;
б) рефлексия;
в) эмпатия;
г) стереотипизация.
Семестр 3, модуль 2. Тема 4. Группа как социально-психологический феномен. Тема 5. Особенности межличностных отношений в группах и коллективах. Тема 6 Социально-психологические характеристики межличностных конфликтов Тема7. Социализация и развитие личности.
1. Ключом к пониманию состояния общества и формирования различных типов стихийных групп (толпа, масса), является:
а) стиль руководства и лидерства в группе;
б) уровень интеллектуального развития членов группы;
в) общественное мнение в группе;
г) количество членов группы.
2. Социометрию разработал:
а) Э. Эриксон;
б) Г. Айзенк;
в) Э. Берн;
г) Дж. Морено.
3. Социальные роли связаны:
а) с социальным положением;
б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы;
в) с фактическим поведением человека;
г) все ответы верны.
4. Руководитель становится неформальным лидером
а) если соответствующим образом прописаны его должностные обязанности;
б) если его выбирают в группе по различным социометрическим категориям;
в) если он обладает потребностью в лидерской позиции;
г) имеет высокую самооценку.
5. Конформизму особенно сильно подвержены:
а) ни один ответ не верен
б) сравнительно умные люди;
в) стрессоустойчивые люди;
г) внушаемые люди.
6. Взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели, называется:
а) конкуренция;
б) компромисс;
в) кооперация;
г) сотрудничество.
7. Основными типами конфликта является:
а) внутриличностный;
б) межличностный;
в) межгрупповой;
г) все ответы верны.
8. Социограмма – это:
а) весь объем знакомства человека;
|
|
б) нет верного ответа;
в) статус человека в группе;
г) графическое изображение эмоциональной структуры группы.
9. Способом разрешения конфликта в педагогической среде считается:
а) проявление эмпатии;
б) двусторонний анализ;
в) ультиматум;
г) все ответы верны.
10. По Эриксону в ходе социализации человек проходит:
а) через 5 кризисов;
б) через 3 кризиса;
в) через 8 кризисов;
г) через 10 кризисов.
11. Теорию самоактуализации в психологии разработал:
а) К. Роджерс;
б) ни один ответ не верен;
в) В. Петровский;
г) А. Маслоу.
12. Группы внутри, которых отношения между ее членами, не опосредованы совместной деятельностью и ценностно-ориентационным единством, называют:
а) малыми;
б) неформальными;
в) референтными;
г) диффузными.
13. Процесс, в результате которого индивид получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей по мнению В.А. Петровского есть:
а) самоопределение;
б) персонализация;
в) самоактуализация;
г) адаптация.
14. Наиболее стихийным групповым образованием принято считать:
а) собрание;
б) коллектив;
в) публику;
г) толпу.
15. Группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной социально-ценностной деятельности высокого уровня развития, называется:
а) объединение;
б) корпорация;
в) ассоциация;
г) коллектив.
16. Общение, при котором один из партнеров выступает активным его членом, подчиняя себе другого, пассивного, используя свою власть и директиву, называется:
а) конструктивным;
б) манипулятивным;
в) диалогическим;
г) авторитарным.
17. Человека, без сомнения изменяющего свое поведение в соответствии с групповым воздействием, т.е. соглашающегося с мнением группы, называют:
а) аутсайдером;
б) нонконформистом;
в) коллективистом;
г) конформистом.
18. Стратегия поведения в процессе взаимодействия с людьми, при которой человек стремится к максимальному выигрышу без учета целей партнеров по общению, называется:
а) избегание;
6) компромисс;
в) сотрудничество;
г) соперничество.
19. Непосредственное общение характерно для людей находящихся в:
а) большая группа;
б) макросреде;
в) все ответы верны;
г) малой группе.
20. Выделите наиболее конструктивный способ разрешения конфликтов:
а) конкуренция;
б) избегание;
в) компромисс;
г) сотрудничество.
21. Референтная группа - это:
а) случайно собравшиеся люди, объединенные какими-то обстоятельствами;
б) группа единомышленников;
в) формальная группа;
г) группа значимых для личности людей.
22. Общности людей, в которых протекает процесс адаптации, развития личности и отказ их от наивных детских представлений, называются:
а) образовательными учреждениями;
б) институтами социализации;
в) ведомствами социальной поддержки и развития;
г) нет правильного ответа.
23. Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющий его:
а) мотивы и ценности;
б) цели и установки;
в) стереотипы и привычки;
г) права и обязанности.
24. Характер разногласия между людьми не определяется … условиями, протекающими в конфликте:
а) социально- экономическими;
б) социально-психологическими;
в) социальными;
г) пространственно-временными.
25. Ценностно-ориентационное единство – это показатель:
а) направленности группы;
б) все ответы верны;
в) обособленности;
г) сплоченности группы.
26. Группа, цели деятельности и обязанности которой определяются самой группой, называется:
а) неформальной;
б) официальной;
в) группой развития;
г) референтной.
27. Психология межличностных отношений изучает разнообразные психологические взаимосвязи типа:
а) симпатии;
б) совместимости;
в) срабатываемости;
г) все ответы верны
28. Демократический стиль лидерства ориентирован на:
а) детальный контроль;
б) решение алгоритмизированных задач;
в) спонтанную активность;
г) равноправные межличностные отношения.
29. Тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного человека обществу:
а) консерватизм;
б) идеализм;
в) индивидуализм;
г) эгоизм.
30. Особенностями поведения человека в толпе, по мнению авторов теории «психологии масс», является:
а) повышение интеллектуальных возможностей;
б) повышение самоконтроля;
в) повышение личной ответственности;
г) утрата личной ответственности.
31.Изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы:
а) адаптация;
б) барьер;
в) интеграция;
г) конформизм.
32.Стремление, во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем – это:
1) конформизм;
2) соглашение;
3) нонконформизм;
4) непринятие.
33. К способам воздействия большой социальной группы на человека относятся (указать три правильных ответа):
а) подражание;
б) альтруизм;
в) внушение;
г) заражение.
34.Совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы – это:
a.) групповые ценности;
б) групповые требования;
в) характеристика группы;
г) групповые нормы.
35. Сущность метода социометрии сводится к выявлению:
а) социальных качеств членов группы;
б) ценностных ориентацией членов группы;
в) системы внешних связей группы;
г) системы симпатий – антипатий.