Образовательный процесс по дисциплине строится на основе применения следующей комбинации методов преподавания: модульно-рейтинговое, проблемное обучение и развивающее обучение. В связи с этим организация познавательной деятельности включает в себя элементы пассивного, активного и интерактивного обучения.
Реализация такого рода модели задает соответствующие формы организации образовательного процесса и выражается в использовании следующих образовательных технологий:
· лекция (вводная, проблемная, лекция-презентация, лекция-провокация, информационная лекция);
· практическое занятие (работа в малых группах, обсуждение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ);
· дискуссия (общая тематическая);
· игровые процедуры (деловая игра);
· исследовательские (анализ источника, составление тезауруса);
· самостоятельная работа студентов (работа с источниками по темам дисциплины, написание эссе по проблеме, подготовка презентаций, выполнение домашних заданий).
|
|
В процессе реализации образовательных технологий предусмотрено использование информационных технологий: предоставление информации, выдача рекомендаций по электронной почте, использование мультимедийных средств в лекционных и практических занятиях и т.д.
Предполагаемые формы проведения лекционно-практических занятий по дисциплине представлены в следующей таблице.
Таблица 4.
Тема занятий | Форма проведения |
Раздел 1. История социологии. Методология и методы исследования. | |
1.1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. | Вводная информационная лекция; обсуждение тематики практических, творческих занятий, и т.д.. |
1.2 История российской социологии | Лекция-презентация. |
1.3. Современные социологические теории | Лекция-презентация. |
1.4. Методология и методы социологических исследований | Лекция-презентация. |
Раздел 2. Общество, социальные процессы и отношения | |
2.1 Общество и социальные институты | Проблемная лекция-презентация. |
2.2 Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность | Лекция-презентация; работа в малых группах. |
2.3. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность | Лекция-презентация; проблемный семинар. |
2.4 Малые группы и коллективы. Семья как социальный институт и малая группа. | Лекция-презентация |
2.5 Социальные движения и конфликты. | Информационная лекция. |
2.6 Проблемы социального поведения | Проблемная лекция-презентация |
2.7 Социология общественного мнения. | Обсуждение результатов рефлексии; информационная лекция-презентация. |
2.8 Социология культуры | |
2.9Социальный контроль, девиация и делинквентность. | |
Раздел 3. Современные социальные процессы. Социология революций и изменений. | |
3.1 Особенности социального развития современного российского общества. Место России в мировом сообществе | Проблемная лекция-презентация. |
3.2Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. | Проблемная лекция-презентация; общая тематическая дискуссия. |
3.3Мировая система и процессы глобализации | Проблемная лекция; презентация и обсуждение результатов презентаций. |
Таблица 5. Темы и формы практических занятий:
|
|
№ | № темы | Наименование практического занятия | Форма проведения |
ПР-1 | 1.2 | История российской социологии. | Работа в малых группах |
ПР-2 | 1.3 | Современные социологические теории. | Работа в малых группах |
ПР-3 | 1.4 | Методология и методы социологических исследований. | Работа в малых группах |
ПР-4 | 2.1 | Общество и социальные институты. | Работа в малых группах |
ПР-5 | 2.2 | Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. | Презентация и обсуждение индивидуального задания |
ПР-6 | 2.3 | Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность. | Проблемный семинар |
ПР-7 | 2.4 | Малые группы и коллективы. Семья как социальный институт и малая группа. | Презентация и обсуждение индивидуального задания |
ПР-8 | 2.5 | Социальные движения и конфликты. | Работа в малых группах |
Пр-9 | 2.6 | Проблемы социального поведения. | Проблемный семинар |
Пр-10 | 2.7 | Социология общественного мнения. | Работа в малых группах |
Пр-11 | 2.9 | Социальный контроль, девиация и делинквентность. | Презентация и обсуждение индивидуального задания |
Пр-12 | 3.1 | Особенности социального развития современного российского общества. Место России в мировом сообществе. | Работа в малых группах |
Пр-13 | 3.2 | Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. | Презентация и обсуждение индивидуального задания |