Какие основные права государственных органов надзора и контроля и их должностных лиц?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

К экзамену по охране труда

Брест

Что такое надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил но охране труда?

Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения за­конодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль является объективно необходимым элементом управ­ленческой деятельности, и, с этой точки зрения, контроль присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководс­тво всеми сторонами деятельности подчиненных предприятий и организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостат­ков в работе, подчиненных предприятий и организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачу входит выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельнос­ти, наложение штрафов и т. п.). В задачу надзорного органа или должностного лица, строго говоря, не входит выяснение того, на­сколько эффективно и рационально налажена работа, и дача реко­мендаций, как улучшить организацию дела.

Как правило, надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к предприятиям и организациям, где они осуществляют возложенные на них функции.

Большинство государственных органов являются надзорно-контрольными, т.е. ими осуществляются как функции надзора, так и функции контроля.

Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные орга­ны наделены определенными властными полномочиями. Однако и контрольные органы, хотя они и не наделены такими полномо­чиями, имеют немало средств воздействия для вмешательств в де­ятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявлен­ных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда на производстве.

Предприятия и организации малого и среднего бизнеса, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться, как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких предприятий и организаций подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегис­трировавшим их учредительные документы, т. к. нет такой сферы деятельности государства, которая была бы изъята из-под действия их контроля.

Какие основные права государственных органов надзора и контроля и их должностных лиц?

Для решения поставленных задач и выполнения возложенных обязанностей работникам органов надзора и контроля предоставле­ны следующие основные права:

o по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объ­екты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законо­дательства о труде, состояния безопасности и гигиены труда;

o требовать ознакомления с любыми документами, ведение кото-рых предписано законодательством о труде, для проверки их соот­ветствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют законодательные ограничения;

o получать от руководителей, должностных лиц и работников объ­яснения по вопросам, входящим в их компетенцию;

o изымать или брать с собой для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя (его представителя) и отсутствия на это законода­тельных ограничений;

o выдавать нанимателю, должностному лицу обязательные для ис­полнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и правил по охране труда;

o приостанавливать (запрещать) работу путем выдачи предписа­ния или опломбирования цехов, производственных участков, стан­ков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работ­ников, до устранения этих нарушений;

o налагать на нанимателей и должностных лиц штрафы за нару­шения законодательства о труде и правил по охране труда;

o вносить в необходимых случаях соответствующим органам пред­ложения о привлечении к ответственности должностных лиц за на­рушения законодательства о труде и правил по охране труда.

Наряду с указанными полномочиями отдельные органы надзора и контроля и их должностные липа наделены и другими полномочиями.

Так, органы государственного пожарного надзора, ГАИ имеют пра­во осуществлять дознание по уголовным делам о нарушениях в сфере деятельности, за которой ими осуществляются надзор и контроль.

Отдельные должностные лица надзорно-контрольных органов могут выдавать не только предписания об устранении нарушении, но и предупреждения, заключения, рекомендации и т. п.

3. Каким организациям предоставлено право осуществлять об­щественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда и в чем он состоит?

Общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде осуществляется на основании:

o статьи 463 Трудового кодекса Республики Беларусь;

o статьи 19 Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции Закона Республики Беларусь от 14 января 2000 г.);

o Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г..№ 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;

o Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде (ут­вержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь с т 23 октября 2000 г. № 1630 (с последующими изменениями и исполнениями)).

Общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде осуществляется только профсоюзами, другие общественные объединения, политические партии таким правом не наделены.

Общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, обществен­ных инспекторов по охране труда.

Правовые и технические инспекции труда осуществляют обще­ственный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях, где работают члены соответствую­щего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также у индивидуальных предприни­мателей, у которых работают члены соответствующего профсоюза.

Общественные инспекторы по охране труда осуществляют об­щественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.

Полномочия представителя профсоюза на осуществление обще­ственного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде подтверждаются документом, оформленным и вы­данным в установленном порядке.

Профсоюзы (их объединения) информируют орган, осуществля­ющий государственный надзор и контроль за соблюдением законо­дательства о труде, о лицах, которые являются правовыми и техни­ческими инспекторами труда.

Информация об общественных инспекторах по охране труда на­правляется соответствующему нанимателю, собственнику или упол­номоченному им органу управления.

Правовые и технические инспекции труда, руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Феде­рации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, про­фессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей неза­висимо от членства их работников в профессиональных союзах.

Представления об устранении выявленных нарушений законо­дательства Республики Беларусь о труде, выданные правовыми и техническими инспекторами труда Федерации профсоюзов Белару­си, ее организационных структур, профессиональных союзов, вхо­дящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, являются обязательными для исполнения, а выданные руководите­лями и уполномоченными в установленном порядке представителя­ми Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, — для рассмотрения.

Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформ­ленных в установленном порядке полномочий имеют право:

o осуществлять проверки соблюдения законодательства Республи­ки Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их долж­ностными лицами условий коллективного договора (соглашения);

o беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;

o запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболевани­ях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

o запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц и нанимателя, органов государственного управления информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональ­ных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты;

o осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;

o принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

o принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

o заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;

o требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в целях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;

o выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде;

o требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;

o устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работни­ку требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

o обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для при­нятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;

o подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

o вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам;

o рассматривать направляемые органами государственного управ­ления в целях предварительного уведомления нормативные пра­вовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права граждан (за исключением нормативных правовых актов, со­держащих государственные секреты);

o участвовать в разработке государственных программ по вопро­сам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регулиру­ющих вопросы охраны труда;

o на другие действия, предусмотренные законодательством, кол­лективными договорами, соглашениями.

Наниматель предоставляет представителям профсоюза, действую­щим в организации, в пользование необходимые для осуществления общественного контроля оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением). При проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, на­нимателем выдаются представителям профсоюза специальная одеж­да, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательс­тва о труде представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вру­чается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.

Представления правовых и технических инспекторов труда яв­ляются обязательными для исполнения, а общественных инспекто­ров по охране труда — для рассмотрения.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления вправе обратиться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде с просьбой о проверке обоснованности требований, указанных в обязательном для исполнения представлении.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление представителя профсоюза об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде в месячный срок со дня его получения письменного уведомить профсоюз о результатах этого рассмотрения.

Представление о допущенных нарушениях законодательства Республики Беларусь о труде при прекращении трудового договора с работником — членом профсоюза должно быть рассмотрено на­нимателем в 5-дневный срок со дня его получения.

При необходимости представление направляется в органы госу­дарственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде,

В случае несоответствия трудового договора (контракта) законода­тельству Республики Беларусь, коллективному договору, соглашениям представители профсоюзов вправе требовать от нанимателя в интересах работника изменений условий трудового договора (контракта).

Профсоюзы вправе обращаться с требованием к соответствую­щим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства. Республики Беларусь о труде.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде при необходимости извещают профсоюз, действующий у нанимателя, о проведении плановой проверки соблюдения законодательства Республики Бела­русь о труде не позднее 7 дней до ее начала.

Представители профсоюза при участии в проверках, проводимых органами государственного надзора и контроля за соблюдени­ем законодательства Республики Беларусь о труде, вправе излагать свое мнение в составляемых при этом документах.

Коллективными договорами, соглашениями могут устанавли­ваться дополнительные (не ущемляющие права профсоюзов) условия осуществления общественного контроля за соблюдением за­конодательства Республики Беларусь о труде, а также льготы для представителей профсоюза, выполняющих эту работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: