ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
К экзамену по охране труда
Брест
Что такое надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил но охране труда?
Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.
Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности, и, с этой точки зрения, контроль присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство всеми сторонами деятельности подчиненных предприятий и организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков в работе, подчиненных предприятий и организаций.
Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачу входит выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т. п.). В задачу надзорного органа или должностного лица, строго говоря, не входит выяснение того, насколько эффективно и рационально налажена работа, и дача рекомендаций, как улучшить организацию дела.
|
|
Как правило, надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к предприятиям и организациям, где они осуществляют возложенные на них функции.
Большинство государственных органов являются надзорно-контрольными, т.е. ими осуществляются как функции надзора, так и функции контроля.
Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Однако и контрольные органы, хотя они и не наделены такими полномочиями, имеют немало средств воздействия для вмешательств в деятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда на производстве.
Предприятия и организации малого и среднего бизнеса, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться, как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких предприятий и организаций подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегистрировавшим их учредительные документы, т. к. нет такой сферы деятельности государства, которая была бы изъята из-под действия их контроля.
Какие основные права государственных органов надзора и контроля и их должностных лиц?
|
|
Для решения поставленных задач и выполнения возложенных обязанностей работникам органов надзора и контроля предоставлены следующие основные права:
o по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде, состояния безопасности и гигиены труда;
o требовать ознакомления с любыми документами, ведение кото-рых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют законодательные ограничения;
o получать от руководителей, должностных лиц и работников объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;
o изымать или брать с собой для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя (его представителя) и отсутствия на это законодательных ограничений;
o выдавать нанимателю, должностному лицу обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и правил по охране труда;
o приостанавливать (запрещать) работу путем выдачи предписания или опломбирования цехов, производственных участков, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
o налагать на нанимателей и должностных лиц штрафы за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда;
o вносить в необходимых случаях соответствующим органам предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.
Наряду с указанными полномочиями отдельные органы надзора и контроля и их должностные липа наделены и другими полномочиями.
Так, органы государственного пожарного надзора, ГАИ имеют право осуществлять дознание по уголовным делам о нарушениях в сфере деятельности, за которой ими осуществляются надзор и контроль.
Отдельные должностные лица надзорно-контрольных органов могут выдавать не только предписания об устранении нарушении, но и предупреждения, заключения, рекомендации и т. п.
3. Каким организациям предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда и в чем он состоит?
Общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде осуществляется на основании:
o статьи 463 Трудового кодекса Республики Беларусь;
o статьи 19 Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции Закона Республики Беларусь от 14 января 2000 г.);
o Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г..№ 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;
o Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь с т 23 октября 2000 г. № 1630 (с последующими изменениями и исполнениями)).
Общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде осуществляется только профсоюзами, другие общественные объединения, политические партии таким правом не наделены.
Общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда.
|
|
Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также у индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены соответствующего профсоюза.
Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.
Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном порядке.
Профсоюзы (их объединения) информируют орган, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, о лицах, которые являются правовыми и техническими инспекторами труда.
Информация об общественных инспекторах по охране труда направляется соответствующему нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.
Правовые и технические инспекции труда, руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от членства их работников в профессиональных союзах.
Представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде, выданные правовыми и техническими инспекторами труда Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, являются обязательными для исполнения, а выданные руководителями и уполномоченными в установленном порядке представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, — для рассмотрения.
|
|
Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют право:
o осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);
o беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;
o запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
o запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц и нанимателя, органов государственного управления информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты;
o осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;
o принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
o принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
o заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;
o требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в целях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;
o выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде;
o требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;
o устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;
o обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;
o подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;
o вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам;
o рассматривать направляемые органами государственного управления в целях предварительного уведомления нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права граждан (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты);
o участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда;
o на другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
Наниматель предоставляет представителям профсоюза, действующим в организации, в пользование необходимые для осуществления общественного контроля оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением). При проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, нанимателем выдаются представителям профсоюза специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.
В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.
Представления правовых и технических инспекторов труда являются обязательными для исполнения, а общественных инспекторов по охране труда — для рассмотрения.
Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления вправе обратиться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде с просьбой о проверке обоснованности требований, указанных в обязательном для исполнения представлении.
Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление представителя профсоюза об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде в месячный срок со дня его получения письменного уведомить профсоюз о результатах этого рассмотрения.
Представление о допущенных нарушениях законодательства Республики Беларусь о труде при прекращении трудового договора с работником — членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в 5-дневный срок со дня его получения.
При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде,
В случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору, соглашениям представители профсоюзов вправе требовать от нанимателя в интересах работника изменений условий трудового договора (контракта).
Профсоюзы вправе обращаться с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства. Республики Беларусь о труде.
Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде при необходимости извещают профсоюз, действующий у нанимателя, о проведении плановой проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде не позднее 7 дней до ее начала.
Представители профсоюза при участии в проверках, проводимых органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, вправе излагать свое мнение в составляемых при этом документах.
Коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные (не ущемляющие права профсоюзов) условия осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, а также льготы для представителей профсоюза, выполняющих эту работу.