Может ли быть уволен по инициативе нанимателя работник, Им рушивший правила по охране труда?

Согласно пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный тру­бой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае однократного грубого нарушения правил рапы труда, повлекшего увечье или смерть других работников.

17. Что собой представляет охрана труда как система?

Охрана труда, как системная категория, неразрывно связана с системой управления этой деятельностью.

Исходя из современных воззрений, охрана труда и управление этой деятельностью в организации как системные категории, состоят из следующих элементов:

o Политика организации в области охраны труда;

o цели (конечная и промежуточные) охраны труда;

o задачи охраны труда;

o мероприятия по решению задач охраны труда;

o функции управления охраной труда;

o методы управления охраной труда;

o органы управления охраной труда;

o объекты управления охраной труда;

o законодательные и иные нормативные правовые акты, в соот­ветствии с которыми осуществляются работа по охране труда и управление этой деятельностью;

o ресурсы (материальные, трудовые и финансовые) на осущест­вление мероприятий по охране труда.

В ряде литературных источников задачи и мероприятия именуются
целями второго и третьего уровней. Указанное означает лишь разли­чие в терминологии, не меняя существа дела — мероприятия зани­мают подчиненное положение по отношению к задачам, а задачи — подчиненное положение по отношению к целям, т. е. указанные три категории составляют иерархическую систему. Данное обстоятельс­тво также означает, что каждая из поставленных целей может быть достигнута лишь при решении всех связанных с ней задач, для чего необходимо осуществить все связанные с соответствующими задача­ми мероприятия. Или, иными словами, не осуществив каких-либо мероприятий, не будет решена полностью соответствующая задача и.
как следствие, — не будет достигнута соответствующая цель.

18. Какими основными законами регулируются правоотношения в сфере охраны труда?

Правоотношения в сфере труда, охраны труда и связанных с ней отношений регулируются следующими основными законами:

Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 и 17.10.2004);

Гражданским кодексом Республики Беларусь; Законом Республики Беларусь «О здравоохранении»; Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;

Законом Республики Беларусь «О пожарной безопасности»;

Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»;

Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности оных производственных объектов»;

Законом Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»;

Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования»;

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»;

Уголовным кодексом Республики Беларусь;

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Отдельные вопросы охраны труда регламентируются также в других законодательных актах (о защите населения и территорий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предприятиях, дорожном движении, перевозке опасных грузов, об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, о предпринимательской деятельности, кооперации, техническом нормировании и стандартизации, об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, об обеспечении единства измерений и др.).

В настоящее время в стадии рассмотрения находится проект Закона Республики Беларусь «Об охране труда».

Ряд аспектов охраны труда и связанных с ней отношений регулируется Декретами, Указами и Директивами Президента Республики Беларусь. К ним относятся Декрет от 26 июля 1999 г. № 29 (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных мерах совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», Указ от 25 августа 2006 г. № 530 последующими изменениями и дополнениями) «О страховой деятельности», а также Директива Президента Республики Беларусь 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной опасности и дисциплины».

19. Каковы цели и задачи охраны труда?

Конечной целью охраны труда является обеспечение безопас­ности, сохранение здоровья и работоспособности человека в про­цессе труда. Для достижения этой цели посредством комплекса практических действий ее необходимо структурировать через сово­купность промежуточных целей управления охраной труда, которы­ми являются:

o устранение (максимальное снижение уровней) рисков, обуслов­ленных неблагоприятными факторами производственной среды и трудового процесса;

o устранение (максимальное снижение уровня) производственно­го травматизма и снижение тяжести его последствий;

o устранение (максимальное снижение уровней) производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости и потерь рабо­чего времени по этим причинам;

o устранение (максимальное снижение количества) аварий и инци­дентов на производственных объектах и материальных потерь от них;

o устранение (максимальное снижение) непроизводительных рас­ходов, вызванных несоблюдением требований охраны труда;

o устранение (максимальное сокращение) количества нарушений требований охраны труда.

Помимо указанных целей могут быть также установлены конк­ретные цели, направленные на:

o повышение эффективности любого аспекта деятельности по охране труда;

o совершенствование технологии производства работ;

o повышение ответственности работников за выполнение требо­ваний охраны труда и другое.

Неизменной целью организации в области охраны труда должно стать непрерывное совершенствование управления охраной труда,i оторое является фундаментальным требованием вновь принятых национальных стандартов по управлению охраной труда (о них бу-1ст изложено в последующей части настоящего раздела).

Цели охраны труда реализуются посредством решения следую­щих задач охраны труда:

o обеспечение соблюдения работниками требований безопаснос-1И и гигиены труда;

o профессиональный отбор работников по отдельным специаль­ностям;

o обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента;

o обеспечение безопасности производственных процессов;

o обеспечение пожарной безопасности;

o обеспечение радиационной безопасности;

o обеспечение лазерной безопасности;

o обеспечение безопасности дорожного движения;

o обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;

o обеспечение безопасности зданий и сооружений;

o нормализация условий производственной среды и трудового процесса;

o санитарно-бытовое обслуживание работников;

o защита работающих от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;

o предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных и тяжелых условиях труда.

Отдельные из перечисленных задач для конкретного предпри­ятия могут быть не характерными, и их решение не потребуется.

Для достижения указанных целей и решения перечисленных задачнеобходимо осуществление комплекса мероприятий, в общем виде содержащихся в определении понятия «охрана труда». Этот комплекс, объективно необходимых и предписанных законодательс­твом разнообразных видов мероприятий и работ, должен учитывать ^специфику производственной деятельности, структуру организации, также особенности обеспечения охраны труда в организации.

20. В чем состоит управление охраной труда и как оно осущест­вляется?

Управление охраной труда в организации базируется на общих принципах управления. Применительно к охране труда управление представляет собой совокупность целенаправленных воздействий на коллективы и отдельных работников для организации и коорди­нации их деятельности по эффективному выполнению ими задач по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособ­ности работников в процессе труда.

Такие воздействия могут быть постоянными и периодически­ми. Постоянные управляющие воздействия осуществляются путем выполнения руководителями и специалистами своих должностных обязанностей, а периодические — посредством приказов, распоря­жений, решений, постановлений, предписаний и т. п.

Наиболее эффективным признано программно-целевое управ­ление, в основу которого положено достижение заранее заданных целей, а осуществление процесса управления происходит по опре­деленной программе путем определения конкретных заданий струк­турным подразделениям, функциональным службам предприятия и отдельным работникам. В каждой управляющей системе имеются орган управления и объекты управления.

Объектами управления охраной труда является деятельность структурных подразделений, функциональных служб предприятия и отдельных работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, в подразделениях и службах, на предпри­ятии в целом, а также по обеспечению выполнения работниками своих обязанностей по охране труда.

Органами управления охраной труда являются: в организации в целом — руководитель организации или уполно­моченный собственником орган управления, который, в свою очередь, может возложить эти обязанности на конкретное должностное лицо; в структурных подразделениях и функциональных службах — их руководители.

Сущность программно-целевого управления заключается в том, что орган управления на основании установленной информации о состоянии условий труда, травматизма и заболеваемости на произ­водстве, об отклонениях от требований законодательных и иных нормативных правовых актов и заранее определенных целевых нор­мативов и установок вырабатывает и реализует управляющее воз­действие на объекты управления, что приводит к изменению их состояния.

О новых состояниях объектов управления вновь поступает ин­формация органу управления. Если в результате проделанной ра­боты достигнуты намеченные цели, то управленческое решение считается выполненным. В противном случае орган управления на основании анализа полученной информации вышеизложенным об­разом вырабатывает и реализует корректирующее воздействие.

21. Какими показателями и категориями характеризуется состо­яние условий и охраны труда на производстве?

Обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспо­собности человека в процессе труда зависят от условий, в которых протекает трудовая деятельность работника.

Под условиями труда принято понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влия­ние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Для создания надлежащих условий труда необходимо осущест­вление мероприятий, указанных в определении понятия «охрана труда» (см. ответ на вопрос 1.1). Деятельность по их осуществлению принято подразделять на технику безопасности и производствен­ную санитарию.

Техника безопасности — это система организационных мероприя­тий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Такое определение содержится в ГОСТ 12.0.002. «ССБТ. Термины и определения».

В соответствии с этим же ГОСТ под производственной санитарией понимается система организационных, санитарно-гигиенических ме­роприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производствен­ных факторов до значений, не превышающих допустимые.

Содержание вышеупомянутых категорий также содержится в указанном ГОСТ:

опасный — это такой производственный фактор, воздействие которого на работающего при определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухуд­шению здоровья или смерти;

вредный — это такой производственный фактор, воздействие ко­торого на работающего при определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицатель­ному влиянию на здоровье потомства. В зависимости от количест­венной характеристики (уровня, концентрации и др.) и продолжи­тельности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным;

предельное значение величины вредного производственного факто­ра (предельно допустимая концентрация, предельно допустимый уро­вень) — это такое значение величины вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентирован­ной продолжительности рабочего времени в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в по­следующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства;

безопасные условия труда — это такое состояние условий труда, при котором воздействие на работающего опасных и вредных про­изводственных факторов исключено или воздействие вредных произ­водственных факторов не превышает предельно допустимых величин. Кроме того, условия труда характеризуются сочетанием температуры, влажности и подвижности воздуха рабочей зоны, величиной тепловыделений. Указанные параметры в совокупности составляют метеорологические условия производственной среды, которые могут быть оптимальными и допустимыми.

22. Какими видами документов регламентируются вопросы охра­ны труда?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 г. № 150 «О государственных нормативных требо­ваниях охраны труда в Республике Беларусь» установлено, что:

правила, нормы, критерии и процедуры, направленные на со­хранение жизни, здоровья и работоспособности работников в про­цессе их трудовой деятельности, содержащиеся в законодательных Й иных нормативных правовых актах, технических нормативных Правовых актах, являются государственными нормативными требо­ваниями охраны труда;

система нормативных правовых актов, технических норматив­ных правовых актов, содержащих требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, норм охраны труда, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов, строительных норм, правил технической безопасности, правил уст­ройства и безопасной эксплуатации, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов;

требования охраны труда обязательны для исполнения юриди­ческими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:

проектировании, строительстве (реконструкции), ремон­те и техническом обслуживании зданий, сооружений и других объектов;

конструировании, изготовлении (модернизации), эксплу­атации станков, машин, механизмов, другого оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты;

производстве и применении химических веществ и материа­лов, разработке и проведении технологических процессов, орга­низации производства и труда.

Указанным постановлением утвержден перечень видов норма­тивных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, и республиканских органов государственного управления (должностных лиц), принимающих (издающих) их. Также установлено, что республиканские органы государственного управления принимают нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требо­вания охраны труда, в следующем порядке:

межотраслевые нормативные правовые акты (межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, нор­мы охраны труда и другие), содержащие требования охраны труда, принимаются Министерством труда и социальной защиты или этим Министерством совместно с республиканскими органами государс­твенного управления, осуществляющими регулирование и управле­ние в соответствующих отраслях (сферах деятельности);

нормативные правовые акты, технические нормативные право­вые акты, содержащие требования охраны труда (санитарные нор­мы, правила и гигиенические нормативы, государственные стан­дарты, строительные нормы, правила технической безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации и другие), принима­ются (издаются) уполномоченными в соответствии с законодатель­ством республиканскими органами государственного управления (должностными лицами) по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;

отраслевые нормативные правовые акты, технические норматив­ные правовые акты, содержащие требования охраны труда (отрасле­вые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда и другие), принимаются республиканскими органами государствен­ного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности), по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Перечень видов нормативных правовых актов, технических нор­мативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, и республиканских органов государственного управления (должност­ных лиц), принимающих (издающих) их, следующий:

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), типовые инс­трукции по охране труда (ТИОТ М), нормы охраны труда, другие межотраслевые нормативные правовые акты принимают — Минис­терство труда и социальной защиты или это Министерство совмес­тно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях и сферах деятельности;

гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), сани­тарные правила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН) — Министерство здравоохранения, Главный государственный сани­тарный врач Республики Беларусь (его заместители);

государственные стандарты (СТБ) — Государственный комитет по стандартизации, Министерство архитектуры и строительства;

строительные нормы Беларуси (СНБ) — Министерство архитектуры и строительства;

правила технической безопасности, правила устройства и безо­пасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — -Министерство по чрезвычайным ситуациям;

правила устройства (ПУ), правила технической эксплуатации (ПТЭ), правила безопасности при эксплуатации (ПБ), правила тех­ники безопасности при эксплуатации (ПТБ) — Министерство энер­гетики;

отраслевые правила по охране труда (ПОТ О), типовые инструк­ции по охране труда (ТИОТ. О), другие отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты — респуб­ликанские органы государственного управления, осуществляющие регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности).

Требования по охране труда излагаются также в стандартах на Продукцию производственного назначения, в разделах «Требования безопасности» технических условий, в технологических регламентах на ведение процесса, проектах производства работ, нарядах-допус­ках на производство работ с повышенной опасностью и других.

Следует отметить, что нормативные правовые акты проходят правовую экспертизу в Министерстве юстиции, а затем регистриру­ются в Национальном центре правовой информации и заносятся в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Только после правовой регистрации нормативные правовые акты призна­ются вступившими в силу.

Информацию об отмене межотраслевых и отраслевых правил по охране труда осуществляет Министерство труда и социальной защи­ты Республики Беларусь. Указанное министерство обеспечивает рас­сылку межотраслевых правил по охране труда в соответствии с реест­ром рассылки, а министерства, другие государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, которым переда­ны функции отраслевого управления по охране труда, — правила по охране труда отраслевого характера и типовые инструкции.

Наряду с этим министерства другие государственные органи­зации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, по согла­сованию с Министерством труда и социальной защиты утверждают государственные реестры действующих в соответствующих отраслях нормативных правовых актов по безопасности и гигиене труда.

Документы, не включенные в государственный реестр, призна­ются не имеющими юридической силы.

23. Что такое система стандартов безопасности труда, какова ее структура и виды стандартов?

Согласно ГОСТ 12.0.001. «ССБТ. Система стандартов безопас­ности труда. Общие положения» система стандартов безопасности труда (ССБТ) — комплекс взаимосвязанных стандартов, содержа­щих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, кроме вопросов, регулируемых трудовым законо­дательством.

ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных орга­нами государственного надзора в соответствии с положением об этих органах. Нормы и правила, утверждаемые органами государственно­го надзора, и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.

Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения должны быть учтены в стандартах и технических условиях, в нормативно-технической, а также в конс­трукторской, технологической и проектной документации.

ССБТ включает следующие группы:

0 — организационно-методические стандарты;

1 — стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;

2 - стандарты требований безопасности к производственному; оборудованию;

3 — стандарты требований безопасности к производственным? процессам;

4 — стандарты требований к средствам защиты. Стандарты группы «О» устанавливают:

организационно-методические основы стандартизации в облас­ти безопасности труда (цели, задачи и структуру системы, внедре­ние и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов и другие);

требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопаснос­ти труда, аттестацию персонала, методы оценки состояния безопас­ности труда и другие).

Стандарты группы «1» устанавливают:

требования по видам опасных и вредных производственных факто­ров, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;

методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;

методы защиты работающих от опасных и вредных производс­твенных факторов.

Стандарты группы «2» устанавливают:

общие требования безопасности к производственному оборудо­ванию;

требования безопасности к отдельным группам (видам) произ­водственного оборудования;

методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «3» устанавливают:

общие требования безопасности к производственным процессам; требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;

методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты группы «4» устанавливают:

требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты; классификацию средств защиты.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из ин­декса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры ко­торого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры — порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4 являются государственными стандартами.

В группе стандартов «О» допускается разрабатывать стандарты предприятий.

24. Какие основные документы по охране труда должны вестись на предприятии?

Перечень документов по охране труда, которые должны вестись на предприятии, в обобщенном виде не установлен, и во многом обус­ловлен характером производственной деятельности предприятия.

В зависимости от того, какие виды деятельности осуществляют­ся, какие используются машины, механизмы, оборудование, эксплуатируются производственные объекты, составляются и ведутся соответствующие документы (журналы, приказы, перечни, акты, |ремонтная и эксплуатационная документация и т. п.), предусмотренные действующими правилами, положениями по безопасной Эксплуатации этих объектов, машин, механизмов, безопасному про­изводству работ.

Тем не менее, имеется целый ряд документов, которые явля­ется обязательными независимо от специфики производственной деятельности. К ним, в частности, относятся:

перечень действующих инструкций по охране труда;

журнал регистрации инструкций по охране труда;

журнал выдачи инструкций по охране труда;

инструкции по охране труда для работников всех профессий и на все виды выполняемых работ;

программа вводного инструктажа по охране труда;

перечень должностей и профессий работников, для которых не проводится инструктаж по охране труда на рабочем месте;

журналы регистрации инструктажей по охране труда;

приказы о создании комиссии по проверке знаний работников по вопросам охраны труда, пожарно-технической комиссии, инже­нерно-врачебной бригады, добровольных пожарных дружин и бое­вых расчетов, других аналогичных формирований;

протоколы комиссии по проверке знаний работников по вопро­сам охраны труда;

удостоверения по охране труда;

перечень профессий и работ, по которым проводится проверка знаний работников по вопросам охраны труда;

перечень должностей руководителей и специалистов, подлежа­щих юридической проверке знаний по вопросам охраны труда;

журналы регистрации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

журнал регистрации микротравм;

актыо несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и материалы их расследований;

перечни контингентов и список лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам;

перечни работ с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда (для запрещения использования на них труда женщин и лиц моложе 18 лет);

перечень профессий и должностей работников на бесплатную выдачу чу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; молока или других равноценных пищевых продуктов;смывающих и обезвреживающих веществ;

перечни профессий и должностей работников с вредными условиями труда, которым предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и перечень работников, которым предоставляется дополнительный отпуск в связи с ненормированным рабочим днем;

перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей, дающих право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2;

карты оценки организационно-технического уровня рабочих мест;

карты условий труда на рабочих местах;

паспорта на оборудование, машины, механизмы;

акты о вводе в эксплуатацию объектов и установок;

техническая документация на здания и сооружения;

акты и протоколы осмотров и испытаний оборудования;

схемы электро-, водо-, газо- и теплоснабжения;

лицензии, разрешения на осуществление соответствующих ви­дов деятельности;

графики осмотров, испытаний, проведения регламентных и ре­монтных г?бот;

наряды-допуски на выполнение работ с повышенной опас­ностью;

специфическая документация по радиационной, лазерной, хи­мической безопасности, перевозке опасных грузов;

приказы о назначении ответственных лиц по различным вопро­сам, связанным с обеспечением безопасности труда;

копии отчетов о травматизме, заболеваемости, условиях труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: