Согласно пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трубой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае однократного грубого нарушения правил рапы труда, повлекшего увечье или смерть других работников.
17. Что собой представляет охрана труда как система?
Охрана труда, как системная категория, неразрывно связана с системой управления этой деятельностью.
Исходя из современных воззрений, охрана труда и управление этой деятельностью в организации как системные категории, состоят из следующих элементов:
o Политика организации в области охраны труда;
o цели (конечная и промежуточные) охраны труда;
o задачи охраны труда;
o мероприятия по решению задач охраны труда;
o функции управления охраной труда;
o методы управления охраной труда;
o органы управления охраной труда;
o объекты управления охраной труда;
o законодательные и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляются работа по охране труда и управление этой деятельностью;
|
|
o ресурсы (материальные, трудовые и финансовые) на осуществление мероприятий по охране труда.
В ряде литературных источников задачи и мероприятия именуются
целями второго и третьего уровней. Указанное означает лишь различие в терминологии, не меняя существа дела — мероприятия занимают подчиненное положение по отношению к задачам, а задачи — подчиненное положение по отношению к целям, т. е. указанные три категории составляют иерархическую систему. Данное обстоятельство также означает, что каждая из поставленных целей может быть достигнута лишь при решении всех связанных с ней задач, для чего необходимо осуществить все связанные с соответствующими задачами мероприятия. Или, иными словами, не осуществив каких-либо мероприятий, не будет решена полностью соответствующая задача и.
как следствие, — не будет достигнута соответствующая цель.
18. Какими основными законами регулируются правоотношения в сфере охраны труда?
Правоотношения в сфере труда, охраны труда и связанных с ней отношений регулируются следующими основными законами:
Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 и 17.10.2004);
Гражданским кодексом Республики Беларусь; Законом Республики Беларусь «О здравоохранении»; Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;
Законом Республики Беларусь «О пожарной безопасности»;
Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»;
Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности оных производственных объектов»;
|
|
Законом Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»;
Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования»;
Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»;
Уголовным кодексом Республики Беларусь;
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Отдельные вопросы охраны труда регламентируются также в других законодательных актах (о защите населения и территорий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предприятиях, дорожном движении, перевозке опасных грузов, об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, о предпринимательской деятельности, кооперации, техническом нормировании и стандартизации, об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, об обеспечении единства измерений и др.).
В настоящее время в стадии рассмотрения находится проект Закона Республики Беларусь «Об охране труда».
Ряд аспектов охраны труда и связанных с ней отношений регулируется Декретами, Указами и Директивами Президента Республики Беларусь. К ним относятся Декрет от 26 июля 1999 г. № 29 (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных мерах совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», Указ от 25 августа 2006 г. № 530 последующими изменениями и дополнениями) «О страховой деятельности», а также Директива Президента Республики Беларусь 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной опасности и дисциплины».
19. Каковы цели и задачи охраны труда?
Конечной целью охраны труда является обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Для достижения этой цели посредством комплекса практических действий ее необходимо структурировать через совокупность промежуточных целей управления охраной труда, которыми являются:
o устранение (максимальное снижение уровней) рисков, обусловленных неблагоприятными факторами производственной среды и трудового процесса;
o устранение (максимальное снижение уровня) производственного травматизма и снижение тяжести его последствий;
o устранение (максимальное снижение уровней) производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости и потерь рабочего времени по этим причинам;
o устранение (максимальное снижение количества) аварий и инцидентов на производственных объектах и материальных потерь от них;
o устранение (максимальное снижение) непроизводительных расходов, вызванных несоблюдением требований охраны труда;
o устранение (максимальное сокращение) количества нарушений требований охраны труда.
Помимо указанных целей могут быть также установлены конкретные цели, направленные на:
o повышение эффективности любого аспекта деятельности по охране труда;
o совершенствование технологии производства работ;
o повышение ответственности работников за выполнение требований охраны труда и другое.
Неизменной целью организации в области охраны труда должно стать непрерывное совершенствование управления охраной труда,i оторое является фундаментальным требованием вновь принятых национальных стандартов по управлению охраной труда (о них бу-1ст изложено в последующей части настоящего раздела).
Цели охраны труда реализуются посредством решения следующих задач охраны труда:
o обеспечение соблюдения работниками требований безопаснос-1И и гигиены труда;
o профессиональный отбор работников по отдельным специальностям;
o обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента;
|
|
o обеспечение безопасности производственных процессов;
o обеспечение пожарной безопасности;
o обеспечение радиационной безопасности;
o обеспечение лазерной безопасности;
o обеспечение безопасности дорожного движения;
o обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;
o обеспечение безопасности зданий и сооружений;
o нормализация условий производственной среды и трудового процесса;
o санитарно-бытовое обслуживание работников;
o защита работающих от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;
o предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных и тяжелых условиях труда.
Отдельные из перечисленных задач для конкретного предприятия могут быть не характерными, и их решение не потребуется.
Для достижения указанных целей и решения перечисленных задачнеобходимо осуществление комплекса мероприятий, в общем виде содержащихся в определении понятия «охрана труда». Этот комплекс, объективно необходимых и предписанных законодательством разнообразных видов мероприятий и работ, должен учитывать ^специфику производственной деятельности, структуру организации, также особенности обеспечения охраны труда в организации.
20. В чем состоит управление охраной труда и как оно осуществляется?
Управление охраной труда в организации базируется на общих принципах управления. Применительно к охране труда управление представляет собой совокупность целенаправленных воздействий на коллективы и отдельных работников для организации и координации их деятельности по эффективному выполнению ими задач по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда.
Такие воздействия могут быть постоянными и периодическими. Постоянные управляющие воздействия осуществляются путем выполнения руководителями и специалистами своих должностных обязанностей, а периодические — посредством приказов, распоряжений, решений, постановлений, предписаний и т. п.
|
|
Наиболее эффективным признано программно-целевое управление, в основу которого положено достижение заранее заданных целей, а осуществление процесса управления происходит по определенной программе путем определения конкретных заданий структурным подразделениям, функциональным службам предприятия и отдельным работникам. В каждой управляющей системе имеются орган управления и объекты управления.
Объектами управления охраной труда является деятельность структурных подразделений, функциональных служб предприятия и отдельных работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, в подразделениях и службах, на предприятии в целом, а также по обеспечению выполнения работниками своих обязанностей по охране труда.
Органами управления охраной труда являются: в организации в целом — руководитель организации или уполномоченный собственником орган управления, который, в свою очередь, может возложить эти обязанности на конкретное должностное лицо; в структурных подразделениях и функциональных службах — их руководители.
Сущность программно-целевого управления заключается в том, что орган управления на основании установленной информации о состоянии условий труда, травматизма и заболеваемости на производстве, об отклонениях от требований законодательных и иных нормативных правовых актов и заранее определенных целевых нормативов и установок вырабатывает и реализует управляющее воздействие на объекты управления, что приводит к изменению их состояния.
О новых состояниях объектов управления вновь поступает информация органу управления. Если в результате проделанной работы достигнуты намеченные цели, то управленческое решение считается выполненным. В противном случае орган управления на основании анализа полученной информации вышеизложенным образом вырабатывает и реализует корректирующее воздействие.
21. Какими показателями и категориями характеризуется состояние условий и охраны труда на производстве?
Обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда зависят от условий, в которых протекает трудовая деятельность работника.
Под условиями труда принято понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Для создания надлежащих условий труда необходимо осуществление мероприятий, указанных в определении понятия «охрана труда» (см. ответ на вопрос 1.1). Деятельность по их осуществлению принято подразделять на технику безопасности и производственную санитарию.
Техника безопасности — это система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Такое определение содержится в ГОСТ 12.0.002. «ССБТ. Термины и определения».
В соответствии с этим же ГОСТ под производственной санитарией понимается система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.
Содержание вышеупомянутых категорий также содержится в указанном ГОСТ:
опасный — это такой производственный фактор, воздействие которого на работающего при определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти;
вредный — это такой производственный фактор, воздействие которого на работающего при определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства. В зависимости от количественной характеристики (уровня, концентрации и др.) и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным;
предельное значение величины вредного производственного фактора (предельно допустимая концентрация, предельно допустимый уровень) — это такое значение величины вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентированной продолжительности рабочего времени в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства;
безопасные условия труда — это такое состояние условий труда, при котором воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых величин. Кроме того, условия труда характеризуются сочетанием температуры, влажности и подвижности воздуха рабочей зоны, величиной тепловыделений. Указанные параметры в совокупности составляют метеорологические условия производственной среды, которые могут быть оптимальными и допустимыми.
22. Какими видами документов регламентируются вопросы охраны труда?
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 г. № 150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь» установлено, что:
правила, нормы, критерии и процедуры, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в законодательных Й иных нормативных правовых актах, технических нормативных Правовых актах, являются государственными нормативными требованиями охраны труда;
система нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, норм охраны труда, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов, строительных норм, правил технической безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов;
требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:
проектировании, строительстве (реконструкции), ремонте и техническом обслуживании зданий, сооружений и других объектов;
конструировании, изготовлении (модернизации), эксплуатации станков, машин, механизмов, другого оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты;
производстве и применении химических веществ и материалов, разработке и проведении технологических процессов, организации производства и труда.
Указанным постановлением утвержден перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, и республиканских органов государственного управления (должностных лиц), принимающих (издающих) их. Также установлено, что республиканские органы государственного управления принимают нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, в следующем порядке:
межотраслевые нормативные правовые акты (межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, нормы охраны труда и другие), содержащие требования охраны труда, принимаются Министерством труда и социальной защиты или этим Министерством совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности);
нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, государственные стандарты, строительные нормы, правила технической безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации и другие), принимаются (издаются) уполномоченными в соответствии с законодательством республиканскими органами государственного управления (должностными лицами) по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;
отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда и другие), принимаются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности), по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
Перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, и республиканских органов государственного управления (должностных лиц), принимающих (издающих) их, следующий:
межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ М), нормы охраны труда, другие межотраслевые нормативные правовые акты принимают — Министерство труда и социальной защиты или это Министерство совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях и сферах деятельности;
гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН) — Министерство здравоохранения, Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь (его заместители);
государственные стандарты (СТБ) — Государственный комитет по стандартизации, Министерство архитектуры и строительства;
строительные нормы Беларуси (СНБ) — Министерство архитектуры и строительства;
правила технической безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — -Министерство по чрезвычайным ситуациям;
правила устройства (ПУ), правила технической эксплуатации (ПТЭ), правила безопасности при эксплуатации (ПБ), правила техники безопасности при эксплуатации (ПТБ) — Министерство энергетики;
отраслевые правила по охране труда (ПОТ О), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ. О), другие отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты — республиканские органы государственного управления, осуществляющие регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности).
Требования по охране труда излагаются также в стандартах на Продукцию производственного назначения, в разделах «Требования безопасности» технических условий, в технологических регламентах на ведение процесса, проектах производства работ, нарядах-допусках на производство работ с повышенной опасностью и других.
Следует отметить, что нормативные правовые акты проходят правовую экспертизу в Министерстве юстиции, а затем регистрируются в Национальном центре правовой информации и заносятся в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Только после правовой регистрации нормативные правовые акты признаются вступившими в силу.
Информацию об отмене межотраслевых и отраслевых правил по охране труда осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Указанное министерство обеспечивает рассылку межотраслевых правил по охране труда в соответствии с реестром рассылки, а министерства, другие государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, которым переданы функции отраслевого управления по охране труда, — правила по охране труда отраслевого характера и типовые инструкции.
Наряду с этим министерства другие государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты утверждают государственные реестры действующих в соответствующих отраслях нормативных правовых актов по безопасности и гигиене труда.
Документы, не включенные в государственный реестр, признаются не имеющими юридической силы.
23. Что такое система стандартов безопасности труда, какова ее структура и виды стандартов?
Согласно ГОСТ 12.0.001. «ССБТ. Система стандартов безопасности труда. Общие положения» система стандартов безопасности труда (ССБТ) — комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.
ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органах. Нормы и правила, утверждаемые органами государственного надзора, и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.
Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения должны быть учтены в стандартах и технических условиях, в нормативно-технической, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.
ССБТ включает следующие группы:
0 — организационно-методические стандарты;
1 — стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;
2 - стандарты требований безопасности к производственному; оборудованию;
3 — стандарты требований безопасности к производственным? процессам;
4 — стандарты требований к средствам защиты. Стандарты группы «О» устанавливают:
организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структуру системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов и другие);
требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестацию персонала, методы оценки состояния безопасности труда и другие).
Стандарты группы «1» устанавливают:
требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
Стандарты группы «2» устанавливают:
общие требования безопасности к производственному оборудованию;
требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;
методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты группы «3» устанавливают:
общие требования безопасности к производственным процессам; требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты группы «4» устанавливают:
требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты; классификацию средств защиты.
Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры — порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.
Стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4 являются государственными стандартами.
В группе стандартов «О» допускается разрабатывать стандарты предприятий.
24. Какие основные документы по охране труда должны вестись на предприятии?
Перечень документов по охране труда, которые должны вестись на предприятии, в обобщенном виде не установлен, и во многом обусловлен характером производственной деятельности предприятия.
В зависимости от того, какие виды деятельности осуществляются, какие используются машины, механизмы, оборудование, эксплуатируются производственные объекты, составляются и ведутся соответствующие документы (журналы, приказы, перечни, акты, |ремонтная и эксплуатационная документация и т. п.), предусмотренные действующими правилами, положениями по безопасной Эксплуатации этих объектов, машин, механизмов, безопасному производству работ.
Тем не менее, имеется целый ряд документов, которые является обязательными независимо от специфики производственной деятельности. К ним, в частности, относятся:
перечень действующих инструкций по охране труда;
журнал регистрации инструкций по охране труда;
журнал выдачи инструкций по охране труда;
инструкции по охране труда для работников всех профессий и на все виды выполняемых работ;
программа вводного инструктажа по охране труда;
перечень должностей и профессий работников, для которых не проводится инструктаж по охране труда на рабочем месте;
журналы регистрации инструктажей по охране труда;
приказы о создании комиссии по проверке знаний работников по вопросам охраны труда, пожарно-технической комиссии, инженерно-врачебной бригады, добровольных пожарных дружин и боевых расчетов, других аналогичных формирований;
протоколы комиссии по проверке знаний работников по вопросам охраны труда;
удостоверения по охране труда;
перечень профессий и работ, по которым проводится проверка знаний работников по вопросам охраны труда;
перечень должностей руководителей и специалистов, подлежащих юридической проверке знаний по вопросам охраны труда;
журналы регистрации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
журнал регистрации микротравм;
актыо несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и материалы их расследований;
перечни контингентов и список лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
перечни работ с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда (для запрещения использования на них труда женщин и лиц моложе 18 лет);
перечень профессий и должностей работников на бесплатную выдачу чу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; молока или других равноценных пищевых продуктов;смывающих и обезвреживающих веществ;
перечни профессий и должностей работников с вредными условиями труда, которым предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и перечень работников, которым предоставляется дополнительный отпуск в связи с ненормированным рабочим днем;
перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей, дающих право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2;
карты оценки организационно-технического уровня рабочих мест;
карты условий труда на рабочих местах;
паспорта на оборудование, машины, механизмы;
акты о вводе в эксплуатацию объектов и установок;
техническая документация на здания и сооружения;
акты и протоколы осмотров и испытаний оборудования;
схемы электро-, водо-, газо- и теплоснабжения;
лицензии, разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности;
графики осмотров, испытаний, проведения регламентных и ремонтных г?бот;
наряды-допуски на выполнение работ с повышенной опасностью;
специфическая документация по радиационной, лазерной, химической безопасности, перевозке опасных грузов;
приказы о назначении ответственных лиц по различным вопросам, связанным с обеспечением безопасности труда;
копии отчетов о травматизме, заболеваемости, условиях труда.