Интерактивность обозначает ту часть взаимодействия людей, которая связана с непосредственной организацией совместной деятельности.
Общение в широком смысле слова (реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле (обмен информацией) и интеракцию. Коммуникация возникает в процессе совместной деятельности, вследствие ее. В результате люди обмениваются и информацией, и действиями.
В рамках подхода интеракционизма выделяют ролевой подход (Мид, Блумер, Кун). Суть этого подхода: взаимодействие ролей в обществе, количество ролей зависит от социального взаимодействия, в которого вволечен субъект.
Дж. Мид, интеракция — непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе, как его воспринимает партнер по общению.
Эксперименты: тюремный эксперимент Зимбардо, эксперимент «третья волна» Рона Джонса, эксперимент Шехтера с девушкой и мостами (страх напрямую связан с повышенным восприятием прекрасного).
|
|
Есть несколько подходов к описанию структуры взаимодействия.
Теория социального действия Т. Парнсона.
В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий.
Элементы акта:
— деятель
— объект, на который направлено действие
— нормы взаимодействия
— ценности каждого участника
— ситуация, в которой происходит действие.
Критика: эта схема неприменима на практике, она слишком абстрактная. Невозможно анализировать содержание действий, т.к. оно задается социальной деятельностью в целом. Утрачен социальный контекст, социальная деятельность выводится только из особенностей психологии индивида, а не из общественных отношений.
Теория стадий развития взаимодействия Я. Щепаньский (польский социолог).
Главное понятие – социальная связь.
Социальная связь – это последовательное осуществление:
— пространственного контакта
— психического контакта (взаимная заинтересованность)
— социального контакта (совместная деятельность)
— взаимодействия (постоянное осуществление действий с целью вызвать реакцию партнера)
— социальных отношений (взаимно сопряженные системы действий).
Теория Эрика Берна, транзактный анализ
Транзактный анализ – направление, предлагающее регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, учета ситуаций и стиля взаимодействия.
|
|
Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок (это психологическое описание стратегии поведения при взаимодействии). Позиция Ребенка – «хочу!», позиция Родителя – «надо!», позиция Взрослого – «“хочу!” + “надо!”».
Типы транзакций:
— дополнительные (совпадают)
— пересекающиеся (один говорит с одной позиции, другой – с другой).
Взаимодействие эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.
Ситуации взаимодействия:
1) Классификация ситуаций взаимодействий Леонтьева:
— социально – ориентированные
— предметно – ориентированные
— личностно – ориентированные.
2) Классификация ситуаций взаимодействий М. Аргайла:
— официальные социальные события
— случайные эпизодические встречи
— формальные контакты на работы, в быту
— ассиметричные ситуации (в быту, руководстве и т.д.).
3) Классификация ситуаций взаимодействий Э. Берна:
— ритуалы
— полуритуалы
— игры.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.
Стили взаимодействия:
1) Ритуальный стиль. Задан культурой. Цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о своей компетентности в ней, этот стиль не призван изменить другого в общении. Например, в американской культуре на вопрос «Как дела?» принято отвечать «Прекрасно!» вне зависимости от релаьного положения вещей.
2) Мунипулятивный стиль. Цель – намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Феномен «нога-в-дверях»: сначала человеку предлагают пойти на уступку, а затем незаметно подчиняют его навязанному мнению.
3) Гуманистический стиль. Цель – изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга целью выступает взаимная поддержка.
При использовании каждого типа используются разные приемы самоподачи.