Рассматриваемое со стороны своей функции в деятельности каждое свойство характера выполняет двоякую роль. Оно служит:
1) для осуществления и
2) для выражения отношения личности в деятельности.
В первой своей функции свойства характера определяют способы действия, при помощи которых осуществляются отношения личности и ее цели.
Во второй своей функции свойства характера выполняют экспрессивную роль. Поэтому к свойствам характера следует отнести также индивидуальное своеобразие выразительной деятельности, если только оно изменяется в зависимости от ситуации и отношения личности. Выразительную функцию осуществляют и такие свойства характера, как преувеличенная вежливость, или, наоборот, резкость в обращении с людьми, льстивость или независимость в обращении с людьми, тщательное или небрежное выполнение коллективных обычаев или традиций. Наконец, к выразительным проявлениям характера следует отнести такие стилистические особенности письменной и устной речи, которые проявляются в какой-либо типической ситуации, при определенном социально типичном отношении.
|
|
Экспрессивные и продуктивные проявления свойств характера очень тесно переплетаются. Выражение своего отношения может намеренно применяться для осуществления определенных целей деятельности (например, льстивость). Наоборот, в способе осуществления своих целей человек непреднамеренно и непроизвольно выражает свое отношение к определенным явлениям. Такова, например, сдержанность или несдержанность при наличии каких-либо запретов в осуществляемой деятельности.
В способах действия, как и в выразительной деятельности, проявляются качественные особенности различных психических процессов. При этом в некоторых случаях на передний план выступают качества какого-то одного или нескольких психических процессов. Так, например, в приведенных выше особенностях общительности «подвижных» и «инертных» содержатся такие качества воли, как инициативность, импульсивность; особенности эмоций, как возбудимость эмоциональных реакций при общении. Точно так же и несдержанность в различных ситуациях характеризует как волевые, так и эмоциональные особенности. В изучавшихся нами конфликтных ситуациях, связанных с отрицательной социальной оценкой труда, стремление человека обосновать свой способ разрешения конфликта проявляется в различных особенностях интеллектуальной сферы. Одни в таких случаях прибегают к длительным резонерским рассуждениям на отвлеченные социально-нравственные темы. Другие для обоснования своего решения пользуются наглядными образами, примерами. Здесь особенно отчетливо обнаруживаются интеллектуальные особенности свойств характера.
|
|
С этой точки зрения различают (И. В. Страхов, 1940) эмоциональные, волевые, интеллектуальные свойства характера. Однако такое различие не всегда возможно. Свойство характера, будучи свойством личности, в конечном итоге определяется качественными особенностями не какого-либо одного психического процесса, а всей психики в целом. Так, например, в таких свойствах характера, как льстивость, преувеличенная вежливость или резкость невозможно выделить преобладание качеств какого-либо определенного психического процесса. Только в ситуациях, предъявляющих строго специфические требования к определенным психическим процессам, их качества выступают на передний план. Например, в ситуациях, требующих дисциплины, на первый план выступает сдержанность как волевая особенность. В ситуациях, требующих непосредственной помощи человеку, выступают эмоциональные особенности.
В структуре характера нужно выделять содержание и форму Содержание характера личности определяют общественные условия жизни и воспитания Поступки человека всегда чем-то мотивируются, на что-то или на кого-то спря ямовуютьсся.
Но по форме намерения, стремления реализуются по-разному Это зависит и от обстоятельств, ситуаций, в которых находится человек, и от свойств его характера, особенно от темперамента
В структуре характера выделяют следующие ее компоненты:
1 направленность
2 убеждение
3 умственные черты
4 эмоции
5 волю
6 темперамент
7 полноту
8 целостность
9 определенность
10 силу