МИкробиология и генетика

Рекомендации для проведения практического тура и критерии оценки ответов. 2014-15 год.

Класс

Биохимия

  1. Какое вещество выпадает в осадок? Cu2O (2 балла)
  2. В результате какой реакции оно образуется? R-CHO + Cu2+ = R-COOH + Cu+, Cu+ + OH- = CuOH, 2CuOH = Cu2O + H2O (4 балла)
  3. Какой из углеводов находится в этой пробирке? глюкоза (2 балла)
  4. Какой из углеводов находится в этой пробирке? крахмал (2 балла)
  5. Какая реакция протекает с этим углеводом в присутствии слюны? Какой углевод при этом образуется? крахмал расщепляется с образованием мальтозы и глюкозы (4 балла)
  6. Какой фермент, содержащийся в слюне, обеспечивает протекание этой реакции? альфа-амилаза (3 балла)
  7. Объясните, почему в оставшейся пробирке не образуется осадок? сахароза не содержит альдегидных групп и не расщепляется альфа-амилазой (3 балла)

Анатомический анализ органов растений

Критерии оценки:

1. Методика и техника работы с микроскопом и
приготовления среза (мах. 5 баллов)

2. Техника исполнения и грамотность рисунка (мах. 7 баллов)

3. Определение исследуемого органа растения (мах. 2 балла)

4. Определение систематического положения
изучаемого растения (мах. 2 балла)

5. Обоснование ответов (мах. 4 баллов)


МИкробиология и генетика

Задание 1. Подготовка культуры дрожжей. Перед началом тура распустить дрожжи (лучше прессованные, они хорошо почкуются, но можно и сухие) в небольшом количестве воды с сахаром.

Практическая часть.

Техника приготовления препарата очень простая, в принципе, можно проводить без горелок и соблюдения стерильности, это зависит от возможностей организаторов.

Требования к приготовлению препарата – чтобы капля была небольшой, жидкость из-под покровного стекла не вытекала, препарат должен быть не толстым, без пузырей, аккуратным.

Раствором Люголя можно выявить гликоген в виде окрашенной в коричневый цвет части цитоплазмы (отдельные гранулы не видны). В клетках также можно увидеть вакуоль, возможно, ядро. Отметить почкование.

Ответ на вопрос 1. Дрожжи являются эукариотами, относятся к грибам (сумчатым, аскомицетам).

Ответ на вопрос 2. Ядро, вакуоль, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, включения запасных веществ. Цитоплазматическая мембрана, клеточная стенка и т.д.

Ответ на вопрос 3. Это хемоорганогетеротрофы. Или: это хемотрофы и гетеротрофы. Факультативные аэробы. Способы получения энергии: аэробное дыхание и брожение.

Ответ на вопрос 4.

Уравнение: глюкоза = 2 этанол + 2 СО2 – 1 балл.

Расписать реакции гликолиза и дальше (хотя бы в общем) – 2 балла.

Написать, что в некоторых случаях (например, если добавить бисульфит) образуется глицерол (2я форма брожения по Нейбергу) – 3 балла.

Ответ на вопрос 5. Чем больше напишут, тем лучше. Пищевая промышленность (можно подробнее), спирт, вино, пиво, квас. Витамины. Кормовые добавки (в СССР была программа выращивания дрожжей на углеводородах для кормовых целей).

В настоящее время их применяют в производстве ксилита, ферментов, пищевых добавок, для очистки от нефтяных загрязнений. Также дрожжи широко используются в науке в качестве модельных организмов для генетических исследований и в молекулярной биологии. Пекарские дрожжи были первыми из эукариот, у которых была полностью определена последовательность геномной ДНК. Важным направлением исследований является изучение прионов у дрожжей.

Ответ на вопрос 6. Плоды, листья, нектар цветов, виноград и другие фрукты. сокотечения (свежие пни). Подстилка, почва. Негативное: вызывают криптококкозы, кандидозы, паршу, портят некоторые продукты. Если ответы неполные, то вместо балла давать 0,5 балла. Если совсем плохие, то 0.


Задание 2. Для выполнения практикума каждому участнику понадобятся две пары монет разного достоинства. При этом необходимо иметь некоторый запас монет, с учетом того, что часть участников может потерять их или взять себе на память, а четыре монеты должны сохраняться на рабочем месте от смены к смене.

2.1. Схема скрещиваний

Р: ppTT х PPtt

бел, высок пурп, карл

F1: PpTt

пурп, высок

F2: 9 P-T-: 3 ppT-: 3 P-tt: 1 pptt

пурп, выс бел, выс пурп, карл бел, карл

В таблице следует засчитывать любые генотипы, записанные с использованием предложенных обозначений, и не засчитывать генотипы, записанные буквами А и В (поскольку в условии нет генов, обозначенных подобным образом).

Фенотипы должны соотноситься с указанными для растений генотипами.

Вероятности для отдельных фенотипов в таблице следуют из указанных выше фенотипов и составляют 9/16 для пурпурного высокого, 3/16 для белого высокого, 3/16 для пурпурного карликового и 1/16 для белого карликового.

2.2. Вероятность получить 3 доминантных фенотипа и 1 рецессивный в выборке из 4

особей составит 27/64 (засчитываются также 0,422 или 42,2%) так как элементарных комбинаций будет 4 а вероятность одной их них составит ¼ х (¾)3 (засчитывать также 10,5% или 0,105).

2.3 Ожидаемое количество особей также следует из расщепления 1: 3: 3: 9 и составляет для соответствующих фенотипических классов 10: 30: 30: 90. Значение критерия χ2 составляет 0,711, что меньше критического значения, поэтому предположение о независимом наследовании признаков высота стебля и окраска цветка подтверждается. В случае противоречия между подчеркнутыми утверждениями в последнем предложении (например, участник ответил, что значение критерия χ2 меньше критического, но независимость наследования не подтверждается), ставится 0 баллов.


Класс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: