Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, горо­да федерального значения, автономная область и автономные округа. Все субъекты равноправны. Однако это равноправие является только провозглашенным, так как не подтвержда­ется дальнейшим конституционным регулированием и поли­тической практикой.

Республики, по сравнению с другими субъектами РФ, имеют привилегированное положение. Статья 5 Конституции РФ называет республики государствами, предоставляет им право иметь свои конституции. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. Уставы краев, областей, горо­дов федерального значения автономной области и автоном­ных округов принимаются законодательными органами. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено, т. е. они могут быть при­няты и на референдуме республики. Согласно ст. 68 Конституции РФ республики вправе уста­навливать свои государственные языки. К элементам конституционно-правового статуса республики также относят: наличие республиканского законодательства; самостоятель­ную систему органов государственной власти; территорию, границы которой невозможно изменить без согласия респуб­лики; официальные государственные символы.

К элементам конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения, автономной облас­ти, автономного округа относят: наличие устава и законо­дательства, самостоятельно устанавливаемой в соответствии с общими принципами РФ системы органов государственной власти, территорию, которая не может быть изменена без со­гласия субъекта.

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столи­цей Российской Федерации. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных орга­нов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федераль­ного бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и ино­странных государств услуги.

Особенностью конституционно-правового статуса авто­номных образований в составе РФ является то, что Конститу­ция допускает принятие федерального закона об автономной области, автономном округе. Этот закон может быть иниции­рован (представлен) только законодательным органом субъ­екта. Существенной особенностью также является то, что автономии (кроме Еврейской автономной области и Чукот­ского автономного округа) входят в состав края или области. Например, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа.

Разграничение предметов ведения между Российской Фе­дерацией и ее субъектами – эторазделение круга вопросов, которые решает государство (круг государ­ственных функций), на вопросы, по которым решения вправе принимать только на уровне федерации; вопросы, по которым решения принимаются федерацией и субъектами совместно, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты федерации самостоятельно.

К исключительному ведению Российской Федерации от­носится:

  1. принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
  2. федеративное устройство и территория Российской Фе­дерации;

3. регулирование и защита прав и свобод человека и граж­данина; гражданство в Российской Федерации; регулирова­ние и защита прав национальных меньшинств;

4. установление системы федеральных органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти, порядка их ор­ганизации и деятельности;

5. формирование федеральных органов государственной власти;

6. федеральная государственная собственность;

7. установление основ федеральной политики и федераль­ные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской федерации;

8. установление правовых основ единого рынка; финансовое валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономи­ческие службы;

9. федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; фе­деральные фонды регионального развития;

10. федеральные энергетические системы, ядерная энерге­тика; федеральные транспорт, связь, пути сообщения; дея­тельность в космосе;

11. внешняя политика и международные отношения; вопро­сы войны и мира;

12. внешнеэкономические отношения Российской Феде­рации;

13. оборона и безопасность; производство ядовитых, нарко­тических средств;

14. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства;

15. судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амни­стия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

16. федеральное коллизионное право;

17. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метри­ческая система и исчисление времени; геодезия и картогра­фия; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

18. государственные награды и почетные звания РФ;

19. федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится:

1. обеспечение соответствия конституций и законов респуб­лик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральным законам;

2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим погра­ничных зон;

3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

4. разграничение государственной собственности;

5. природопользование; охрана окружающей среды и обес­печение экологической безопасности; особо охраняемые при­родные территории; охрана памятников истории и культуры;

6. общие вопросы воспитания, образования, здравоохране­ния; защита семьи, материнства, отцовства и детства; соци­альная защита, социальное обеспечение;

7. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихий­ными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

8. установление общих принципов налогообложения и сбо­ров в Российской Федерации;

9. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное и лесное за­конодательство, законодательство о недрах, об охране окру­жающей среды;

10. кадры судебных и правоохранительных органов; адво­катура, нотариат;

11. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

12. установление общих принципов организации системы ор­ганов государственной власти и местного самоуправления;

13. координация межгосударственных и внешнеэкономиче­ских связей субъектов РФ, выполнение международных до­говоров.

Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять соб­ственное правовое регулирование, включая принятие зако­нов и иных нормативно-правовых актов.


Тема 8. Система государственных органов в Российской Федерации

1. Понятие и виды государственных органов

2. Конституционный статус Президента Российской Федерации

3. Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ

4. Законодательный процесс

5. Система федеральной исполнительной власти

6. Судебная система Российской Федерации

7. Организация местного самоуправления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: