Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Все субъекты равноправны. Однако это равноправие является только провозглашенным, так как не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политической практикой.
Республики, по сравнению с другими субъектами РФ, имеют привилегированное положение. Статья 5 Конституции РФ называет республики государствами, предоставляет им право иметь свои конституции. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. Уставы краев, областей, городов федерального значения автономной области и автономных округов принимаются законодательными органами. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено, т. е. они могут быть приняты и на референдуме республики. Согласно ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. К элементам конституционно-правового статуса республики также относят: наличие республиканского законодательства; самостоятельную систему органов государственной власти; территорию, границы которой невозможно изменить без согласия республики; официальные государственные символы.
К элементам конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа относят: наличие устава и законодательства, самостоятельно устанавливаемой в соответствии с общими принципами РФ системы органов государственной власти, территорию, которая не может быть изменена без согласия субъекта.
Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуги.
Особенностью конституционно-правового статуса автономных образований в составе РФ является то, что Конституция допускает принятие федерального закона об автономной области, автономном округе. Этот закон может быть инициирован (представлен) только законодательным органом субъекта. Существенной особенностью также является то, что автономии (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) входят в состав края или области. Например, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа.
Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами – эторазделение круга вопросов, которые решает государство (круг государственных функций), на вопросы, по которым решения вправе принимать только на уровне федерации; вопросы, по которым решения принимаются федерацией и субъектами совместно, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты федерации самостоятельно.
К исключительному ведению Российской Федерации относится:
- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
4. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
5. формирование федеральных органов государственной власти;
6. федеральная государственная собственность;
7. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской федерации;
8. установление правовых основ единого рынка; финансовое валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы;
9. федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
10. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, связь, пути сообщения; деятельность в космосе;
11. внешняя политика и международные отношения; вопросы войны и мира;
12. внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
13. оборона и безопасность; производство ядовитых, наркотических средств;
14. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства;
15. судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
16. федеральное коллизионное право;
17. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
18. государственные награды и почетные звания РФ;
19. федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится:
1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральным законам;
2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
4. разграничение государственной собственности;
5. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
6. общие вопросы воспитания, образования, здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, социальное обеспечение;
7. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
8. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
9. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное и лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
10. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
11. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
12. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
13. координация межгосударственных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров.
Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.
Тема 8. Система государственных органов в Российской Федерации
1. Понятие и виды государственных органов
2. Конституционный статус Президента Российской Федерации
3. Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ
4. Законодательный процесс
5. Система федеральной исполнительной власти
6. Судебная система Российской Федерации
7. Организация местного самоуправления