В России институт Президента был учрежден по результатам референдума (всенародного голосования), проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента регулировался тогда Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».
С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется отныне главой 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» и Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Российской Федерации».
Президент России избирается гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право участвовать в выборах Президента и в иные представительные органы государственной власти предоставлено всем гражданам РФ, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащимися в местах лишения свободы по приговору суда. Равенство избирательного права предполагает отсутствие избирательных цензов — государство гарантирует равенство всех граждан независимо от пола, имущественного и должностного положения, отношения к религии и пр. Один гражданин наделен только одним голосом. Тайное голосование означает, что нет необходимости указывать свою фамилию или иные данные на бюллетени для голосования.
|
|
Выборы Президента осуществляются по единому федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию России.
Управление государством не только важнейшая, но и ответственная должность, поэтому Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:
1. Ценз гражданства;кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации; однако способ приобретения гражданства не имеет юридического значения;
2. Ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока), который составляет не менее 10 лет;
3. Возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) для кандидата на должность Президента РФ составляет не менее 35 лет; верхнего предела не предусмотрено.
Президент избирается сроком не четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Президент обладает неприкосновенностью. Это значит, что он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, принудительно доставлен в суд.
Компетенция Президента РФ.
Выражает его полномочия, совокупность прав и обязанностей, которыми наделен Президент, для выполнения своих функций:
1. Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
|
|
2. Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ;
3. Президент обеспечивает деятельность и взаимодействие органов государственной власти;
4. Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства;
5. Президент РФ представляет Россию внутри государства и за рубежом;
6. Президент обладает неприкосновенностью.
В компетенцию Президента входит:
1. Назначение (с согласия Государственной Думы) председателя Правительства, утверждение предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, право председательствовать на заседаниях Правительства и др. В этом выражается его взаимодействие с исполнительной властью. Фактически Президент является главой исполнительной власти;
2. Право законодательной инициативы, право вето на законопроекты, обязанности подписания и обнародования федеральных законов, а также другие полномочиями, предоставленные ему ст. 83, 84 Конституции РФ; Президент как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть; он принимает участие в законотворческой деятельности Федерального Собрания;
3. Представление Совету Федерации кандидатур на должность судей Конституционного суда, назначает федеральных судей, осуществление помилования; актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания; Президент имеет также иные полномочия, предоставленные ему ст. 85, 125 Конституции; так выражается взаимодействие Президента с судебной властью;
4. Право назначать и освобождать своих полномочных представителей в регионах предоставлено Президенту как главе федеративного государства; Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации; в этом выражается его взаимодействие с субъектами Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа; полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа; в настоящее время в России существует семь федеральных округов.
Центральный федеральный округ,включающий Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области, а также г. Москву. Центром данного федерального округа является г. Москва;
5. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом парламенту; в этом выражаются полномочия Президента в области обороны и безопасности страны;
6. Осуществление руководства внешней политикой, ведение переговоров и подписание международных договоров и ратификационных грамот также входит в компетенцию Президента.
Таким образом, Президент занимает центральное место в системе разделения властей, он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, является их связующим звеном. Президент координирует работу регионов, ведает вопросами безопасности и внешней политики государства.
|
|
Акты Президента РФ. Свои полномочия Президент реализует через принятие нормативно-правовых актов, он издает указы и распоряжения. Указы — это решения Президента нормативного характера, т. е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц. Указы могут носить и индивидуальный характер, например, в форме указа оформляется решение о награждении государственными наградами. Распоряжения — это акты оперативного характера, имеющие вспомогательное значение, они, как правило, не являются нормативными, однако изредка бывают исключения.
Несмотря на то что Президент РФ является главой государства, его указы и распоряжения носят подзаконный характер, т. е. не должны противоречить Конституции и законам. В этом заключается реализация принципа верховенства права.
Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Конституция предусматривает несколько оснований, по которым Президент РФ слагает свои полномочия: в обычном порядке и досрочно. В обычном порядкаполномочия Президента прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран.
Досрочно полномочия Президента прекращаются в случае:
1. Отставки;
2. Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3. Отрешения от должности.
Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, еще детально не урегулирована законом. Отрешение Президента от должности (импичмент) — процедура привлечения к юридической ответственности. Основанием для отрешения является совершение, Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется Уголовным кодексом Российской Федерации.
Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, а также в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий обязанности Президента возлагаются на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
|
|
Выборы нового Президента должны состояться не позднее, чем через три месяца с момента досрочного прекращения исполнения полномочий предыдущим Президентом.