Подготовка судов к ремонту

Процесс подготовки к ремонту судна является ответственной операцией, от которой существенно зависит срок выполнения работ, их стоимость и включает следующие процессы:

– процесс подготовки судна;

– процесс подготовки судоходной компании;

– процесс подготовки СРП.

Процесс подготовки судна, в свою очередь, включает определение технического состояния судна различными способами и по ее результатам составление ремонтной ведомости, накопление СЗЧ, материалов, необходимых для выполнения ремонта. Сложность задачи заключается в том, что необходимо, не просто определив текущее техническое состояние, сформулировать задачу судоремонтному предприятию, но и предвидеть дальнейшее изменение технического состояния на срок до следующего ремонта. Фактический объем работ, передаваемых для выполнения судоремонтному заводу, также зависит от условий эксплуатации судна: судно, работающее в жестком графике с короткими стоянками, требует большего объема работ, передаваемых заводу.

Перед постановкой судна на ремонт оно должно быть подготовлено соответствующим образом. К основным видам работ по подготовке судна относятся: по корпусу – очистка трюмов, льял, вскрытие горловин, очистка и дегазация цистерн и междудонных отсеков: по паровым котлам – спуск пара, воды, очистка со стороны огневого и водяного пространства: по механизмам – удаление воды, топлива и масла, наружная очистка: по системам – продувка и освобождение от воды, масла и топлива трубопроводов. В первую очередь судовая администрация должна позаботиться о получении доступа к ремонтируемым объектам, если необходимо, выполнить соответствующий объем разборок, не предусмотренный в перечне, выполняемом заводом. Важной частью подготовки судна к ремонту является подготовка топливных и масляных танков к выполнению огневых работ, если таковые планируются или возможны по результатам дефектации. Выполнение этих работ после постановки судна на ремонт увеличит его продолжительность. Для получения разрешения пожарной инспекции на выполнение огневых работ предъявляется карта размещения горюче-смазочных материалов по судну с указанием места, количества и вида материалов. Также требуется представить результаты анализа воздушной среды в ремонтируемых и смежных с ними помещениях.

Ответственность за своевременное выполнение работ по подготовке судна к ремонту, подготовку технических средств, устройств и корпуса к ремонту несет капитан. Руководство работами по подготовке судна к ремонту осуществляет соответственно старший механик и старший помощник капитана. Сдача подготовленного судна в ремонт судоремонтному предприятию оформляется актом, дата подписания которого считается датой начала ремонта.

Процесс подготовки судоходной компании включает:

– накопление средств на предстоящий ремонт и планирование работы компании с учетом предстоящего вывода судна из эксплуатации;

– составление и рассылка тендера;

– получение и изучение коммерческих предложений СРП;

– предварительные переговоры, изучение СРП и его выбор;

– согласование ремонтной ведомости и заключение контракта на ремонт.

Проблема накопления средств на выполнение предстоящего ремонта представляет собой сложную и важную задачу, причем особенно для мелких компаний, учитывая, что стоимость классификационного ремонта судна дедвейтом 15000 т составит примерно 1,5 – 2 млн. дол. Единовременно осуществить такой платеж в течение короткого срока будет сложно. Кроме этого судоходная компания должна спланировать замещение убывшего на ремонт судна другими судами или при заключении контрактов на обслуживание постоянных клиентов предусмотреть необходимость ремонтов. Процедура организации конкурса на ремонт судна (тендера) и заключение контракта является многошаговым процессом и рассматривается отдельно.

Важной частью подготовки судоходной компании является накопление необходимых запасных частей и материалов на предстоящий ремонт. Успешное решение этой задачи возможно при условии хорошего знания текущего технического состояния СТС и тенденций его изменения. Так как приобретение СЗЧ и материалов требует существенных затрат, они должны быть обоснованы. Нельзя рассчитывать на то, что необходимость приобретения тех или иных комплектующих выяснится в процессе заводской дефектации и судоремонтный завод осуществит их поставку. Действительно, в большинстве случаев завод имеет наработанные связи и может приобрести для судна необходимые изделия. Однако, как посредник он обязательно добавит к цене поставщика определенный процент (не менее 20 – 30 %). По этой причине от старшего механика и суперинтенданта требуется предвидение ситуации, чтобы своевременно, до начала ремонта, силами судоходной компании или судна осуществить необходимые закупки. Такое же предвидение ситуации старший механик вправе потребовать у любого механика судна. Всякое приобретение, необходимое для ремонта СЗЧ в его процессе, не будет оптимальной закупкой ввиду дефицита времени, обусловленного сроками ремонта и нормальными контрактными сроками поставки. Относительно стандартного обеспечения ремонта судов необходимыми материалами (металл, трубы, арматура и др.) существует практика самостоятельного приобретения их судоходными компаниями и приобретение их у судоремонтного завода.

Процесс подготовки СРП включает:

– изучение ремонтных ведомостей;

– изучение конструкции ремонтируемых объектов;

– разработка технологии ремонта;

– изготовление полуфабрикатов и запасных частей;

– подготовка оснастки для ремонта судна;

– планирование загрузки производства с учетом объема ремонта.

Оперативная подготовка производства связана с ходом производственного процесса и по времени проведения ее делят на две подготовки: первая, выполняемая до начала производственного процесса (до приемки судна в ремонт), и вторая, выполняемая параллельно с производственным процессом (после приемки судна в ремонт). Примеры первого вида оперативной подготовки: рассмотрение ведомостей ремонтных работ, составление перечней объектов, подлежащих дефектации, определение потребности в материалах и т.п. Ко второму виду можно отнести разработку технологического графика ремонта, проведение дефектации, разработку чертежей, потребность в которых выявлена в процессе дефектации или во время ремонта судна и т.п.

Конструкторская подготовка производства заключается в разработке конструкторской документации на изготовление новых конструкций, модернизацию, переоборудование и ремонт судна. К конструкторской документации относят: чертежи деталей общего вида, теоретические, габаритные, монтажные, схемы, спецификации, различные ведомости, пояснительные записки, технические условия, программы испытаний, инструкции по эксплуатации.

Технологическую подготовку производства проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов Единой системы технологической документации и Единой системы технологической подготовки производства. Она заключается в обеспечении производственного процесса технологической документацией, оснасткой, инструментом и приспособлениями, определении трудовых и материальных затрат на выполнение установленных технологических процессов. Заводская дефектация проводится с целью уточнения объема и технологии работ, предусмотренных ведомостями ремонта, и определения фактического технического состояния судовых конструкций, механизмов, узлов и элементов судна, подлежащих ремонту, установления характера неисправностей. В результате дефектации определяют окончательный объем и расчетный срок ремонта, уточняют договорные условия между судовладельцем и заводом. Дефектацию проводят только по работам, предусмотренным ведомостями ремонтных работ в течение первой трети планового срока ремонта судна, а при доковом ремонте – в срок не более 4 суток со дня постановки судна в док.

Для участия в дефектации завод привлекает судовую администрацию, представителя судоходной компании, а в необходимых случаях приглашает инспектора классификационного общества, а также представителей других органов надзора за судами. На период дефектации судовая администрация передает заводу документы, отражающие техническое состояние элементов судна. По требованию СРП следует предъявить к работе отдельные механизмы, устройства, аппараты.

Ответственными за полноту дефектации и своевременное определение объема работ в пределах ведомостей ремонта, за принимаемые решения по методам ремонта и подготовку технической документации являются ведущие технологи по корпусной, механической и электротехнической частям, назначаемые заводом по каждому ремонтируемому судну. Принимаемые решения о способах дефектации, а также о методах ремонта объектов дефектации они должны согласовать с судовой администрацией, а по объектам, поднадзорным классификационному обществу – с его инспектором.

На основании результатов заводской дефектации представители завода и судовладельца составляют протокол. В нем раздельно по каждой части судна, а также по доковым и модернизированным работам указывают номера пунктов ведомостей ремонта, по которым:

а) работы принимаются без изменений;

б) работы исключаются;

в) вносятся соответствующие изменения.

В протоколе приводят перечень дополнительных работ (практически примерно 10% от заявленного первоначально в ремонтной ведомости), указывают, какую ремонтную документацию, судовые технические средства и запасные части должен представить судовладелец дополнительно. Протокол уточнения ремонтных работ является основным документом, на основании которого заключается договор на ремонт судна. По материалам заводской дефектации технический отдел и другие подразделения СРП разрабатывают и корректируют внутризаводские документы и составляют заводской технологический график ремонта судна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: