Цель. Научиться выявлять синдромы поражения щитовидной железы (гипофункции, гиперфункции, гиперплазии щитовидной железы), надпочечников (гиперкортицизма, гипокортицизма) на основании данных объективного обследования больного: опроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, на основании данных лабораторных и инструментальных методов обследования.
Приступая к изучению темы, необходимо знать:
1.Перечислить гормоны щитовидной железы и коры надпочечников. Их образование и физиологическое значение.
2.Регуляция функций щитовидной железы и коры надпочечников. Перечислить заболевания при недостаточной и избыточной функции щитовидной железы и коры надпочечников (патоморфология, патогенез).
Основные вопросы темы, подлежащие изучению:
1. Особенности жалоб, анамнеза и объективного обследования при заболеваниях щитовидной железы.
2. Перечислить симптомы и синдромы при заболеваниях щитовидной железы, объяснить их патогенез.
3. Лабораторные и инструментальные методы исследования щитовидной железы.
4. Диффузный токсический зоб (патогенез, клиника, основные симптомы и синдромы).
5. Гипотиреоз (этиология, патогенез, клиника, основные симптомы и синдромы).
6. Синдром гипер- и гипокортицизма. Болезнь и синдром Иценко-Кушинга, болезнь Адиссона.
Ситуационные задачи.
ЗАДАЧА 1.
Больная П., 56 лет, обратилась с жалобами на общую слабость, сонливость, ухудшение памяти, снижение работоспособности, чувство зябкости. Увеличение веса на 5 кг за два месяца.