Тема 1. Роль и задачи комплексного экономического анализа в управлении организацией

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

1. Понятие экономического анализа, его объект и субъект

2. Классификация экономического анализа

3. Информационное обеспечение экономического анализа

4. Методика комплексного экономического анализа

1) Экономический анализ- это научный способ познания сущности экономический явлений и процессов, основанный на разделении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ занимает центральное место в системе управления предприятия. Управленческие решения и действия должны быть обоснованы точными расчетами, быть мотивированными и оптимальными. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и обеспечивает эффективность системы управления.

Важна роль экономического анализа в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке их выполнения. При этом учитываются результаты деятельности за предыдущие периоды, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы производства. Экономический анализ является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы.

Анализ содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат.

Для успешной реализации указанных функций перед анализом стоят следующие задачи:

- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономического развития;

- изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты деятельности предприятия;

- поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия;

- оценка степени финансовых и операционных рисков, выработка внутренних механизмов укрепления рыночных позиций предприятия и повышение доходности бизнеса;

- разработка проектов управленческих решений по устранению имеющихся недостатков и освоению резервов повышения эффективности деятельности.

Предметом изучения экономического анализа являются причинно- следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Результаты деятельности, в свою очередь, являются объектом экономического анализа.

Субъект экономического анализа - это специалист, занимающейся аналитической работой и подготавливающий аналитические записки (отчеты, доклады, выводы, комментарии) для руководителей различного ранга, обладающих правом принятия управленческих решений.

Экономический анализ основывается на следующих принципах:

- научности

- системности

- объективности

- оперативности

- эффективности

2) Классификация экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач, и для организации аналитического процесса.

Экономический анализ классифицируется по ряду признаков, основными из которых являются время, объекты исследования и методы исследования.

По признаку времени различают:

- перспективный анализ - проводится до осуществления хозяйственной операции. Делится на краткосрочный (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года);

- ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов, подразделяется на оперативный и итоговый.

По аспектам исследования выделяют:

- финансовый анализ

- операционный анализ

- социально- экономический

- маркетинговый

- инвестиционный

- функционально- стоимостной

По методике исследования объектов:

- качественный– основан на сопоставлении качественных характеристик;

- количественный– основан на сравнении количественных оценок

- экспресс- анализ- это способ диагностики экономики предприятия на основе типических признаков;

- фундаментальный- углубленное комплексное исследование сущности изучаемых явлений

- ситуационный – предназначен для решения конкретных экономических задач в условиях изменяющейся среды;

- маржинальный – основан на делении затрат на постоянные и переменные.

3) Важное место в организации экономического анализа на предприятии занимает его информационное обеспечение. При проведении анализа используются не только экономические данные, но и техническая, технологическая и иная информация. Все источники информации для проведения делятся на нормативно- плановые, учетные и внеучетные.

К нормативно- плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также нормативные материалы, сметы, проектные задания.

Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении экономического анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные операции, процессы и их результаты. Своевременный и полный анализ данных первичных и сводных учетных регистров и отчетности обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.

Внеучетные источники информации – это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также документы, характеризующие изменения внешней среды функционирования. К ним относят:

- законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок и т.п.;

- договоры, соглашения, решения арбитражного суда, рекламации;

- научно- техническая информация;

- техническая и технологическая документация;

- материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах;

- информация об основных контрагентах предприятия;

- данные об основных конкурентах, полученных из разных источниках информации;

- сведения о состоянии рынка;

- данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране.

Любые результаты аналитического исследования должны быть оформлены соответствующими документами. Это может быть аналитическая записка, справка, заключение.

Пояснительная записка обычно составляется для внешних пользователей. Если результаты анализа предназначены для внутренних пользователей, то они оформляются в виде справки или заключения.

Пояснительная записка должна содержать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, репутацию предприятия. Необходимо также указать положение товара на рынке сбыта, охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса.

Содержание справки или заключения по результатам анализа может быть более конкретным, акцентированным на отражение недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения.

Методика экономического анализа представляет собой совокупность специфических приемов и способов, используемых в аналитической деятельности. Методы экономического анализа подразделяются на следующие виды:

- способы обработки информации

- методы факторного анализа

Факторный анализ делится на детерминированный и стохастический. Каждый из видов анализа использует специфические методы.

Методы обработки экономической информации используются как на предварительных этапах анализа, так и при определении его результатов. К ним относят:

- способ сравнения, сущность которого состоит в сопоставлении однородных объектов, с целью выявления черт сходства или различия между ними. С помощью этого метода устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности развития. В анализе применяют сравнения фактических уровней с данными прошлых периодов, с плановыми показателями, с нормативными значениями. Важное условие, которое должно соблюдаться при использовании этого метода – это необходимость обеспечения сопоставимости показателей. Несопоставимость показателей может быть вызвана рядом причин: разным уровнем цен, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Сопоставимость показателей может быть достигнута путем перехода от абсолютных величин к относительным и средним величинам.

- группировка информации представляет собой разделение множества единиц совокупности на группы в соответствии с существенным признакам. Алгоритм проведения группировки включает в себя расчет интервала группировки, оптимального числа групп, численных границ каждой группы и определение количественных и качественных характеристик каждой группы. Группировки бывают типологическими, структурными и типологическими в соответствии с признаком положенным в основу группировки.

- балансовый способ служит для отражения соотношений пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть ровны.

- эвристические методы относятся к неформальным методам обработки информации и решения экономических задач. Сущность их заключается в организованном сборе суждений и предложений специалистов по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов. К эвристическим методам относят метод экспертных оценок, рейтинговые и бальные оценки.

- способ табличного представления аналитических данных. Таблица является наиболее рациональной и удобной формой представления информации при помощи цифр, расположенных в определенном порядке.

- графическое отображение информации. Графики представляют собой масштабное изображение показателей с помощью геометрических знаков или условно художественных фигур. В анализе чаще всего используются диаграммы.

Важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых показателей, которое называется факторным анализом. Различают детерминированный и стохастический факторный анализ.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь между которыми носят функциональный характер, т.е. результативный признак может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторных признаков.

Методами детерминированного факторного анализа являются:

- способ цепной подстановки. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов путем постепенной замены базисной величины показателя на фактическую величину отчетного периода. С этой целью рассчитывается ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменения одного факторного признака, допуская, что остальные факторы не меняются. Сравнение условных и фактических величин результативного признака позволяет определить влияние фактора. При расчете условных величин необходимо учитывать закономерность, которая заключается в том, что в первую очередь заменяют базисные уровни количественных показателей.

- метод абсолютных разностей. При использовании этого метода величина влияния фактора рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовый или отчетный уровень других факторов.

- метод относительных разностей. Этот метод аналогичен методу абсолютных разностей, но здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженных в виде коэффициентов или процентов.

Стохастический анализ – это методика исследования факторов, связь которых с результативным признаком является вероятностной и выражается в виде влияния изменений факторного признака на среднее значение результативного явления. Стохастические зависимости нелегко просмотреть, поэтому при проведении анализа выявляют наличие стохастических зависимостей. При этом используют такие методы, как метод приведения параллельных рядов, графический и корреляционный.

Метод приведения параллельных рядов заключается в том, что значения результативного и факторного признаков записывают в две строки, один под другим в соответствии с номером объекта исследования. Если при переходе от одного объекта к другому наблюдается соответствие изменений результативного и факторного показателей, то связь между ними существует.

Графический метод заключается в построении поля корреляции в системе координат. Поле корреляции представляет собой множество точек, характеризующих значения анализируемых показателей. Если поле корреляции тяготеет к любой прямой или кривой, описываемой математическим уравнением, то связь между показателями существует.

Метод корреляций заключается в расчете показателей, характеризующих тесноту связи между результативным и факторным признаками. К таким показателям относят коэффициент корреляции. Он рассчитывается по формуле:

где - среднее произведение анализируемых признаков

- среднее значение факторного признака

- среднее значение результативного признака

- среднее квадратическое отклонение факторного признака

- среднее квадратическое отклонение результативного признака.

Коэффициент корреляции изменяется в пределах от -1 до 1. Знак коэффициента корреляции показывает направление связи: отрицательное значение характеризует обратную взаимозависимость, а положительное – прямую связь. Чем ближе значение коэффициента корреляции к 1, тем теснее взаимозависимость между указанными показателями.

Далее проводят регрессионный анализ. Регрессионный анализ заключается в определении аналитического выражения связи показателей, находящихся в стохастической зависимости. При этом используют модели парной и множественной регрессии. Парная регрессия представляет собой взаимосвязь результативного показателя с одним из факторов, оказывающих на него влияние. Множественная регрессия представляет собой аналитическое выражение связи результативного явления и нескольких причинных показателей. При проведении регрессионного анализа необходимо помнить, что число факторов в модели регрессии должно быть в шесть раз меньше численности изучаемой совокупности. Модель парной линейной регрессии имеет вид:

где а – характеризует усредненное влияние факторных признаков, не включенных в модель регрессии

в – коэффициент регрессии. Он показывает, на сколько единиц изменится результативный показатель, если факторный признак изменится на единицу собственного измерения.

В дополнение к коэффициенту регрессии рассчитывают средний коэффициент эластичности:

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится результативный признак при изменении факторного признака на 1%.

Тема 2. Структура бизнес –плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей.

1. Значение анализа во внутрипроизводственном планировании

2. Пределы планирования

3. Мониторинг основных плановых показателей

4. Структура, содержание и принципы разработки бизнес- планов

Планирование - это определение целей и задач организации на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Понятие планирование деятельности организации имеет два смысла. Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории организации, ее природы. Второй - конкретно-управленческий. При этом планирование рассматривается как функция менеджмента, как умение предвидеть будущее организации и использовать это предвидение. Возможность планирования конкретного вида деятельности вытекает из природы экономической сущности организации и определяется общими условиями хозяйствования.

В основу планирования положены следующие принципы.

- Принцип обоснованности целей и задач

2) Принцип системности означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности организации.

3) Принцип научности требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов.

4) Принцип непрерывности отражает сочетание текущего и перспективного планирования.

5) Принцип сбалансированности плана указывает на необходимость количественного соответствия между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием.

6) Принцип директивности

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию организации в рамках, "продукт-рынок"..

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки.

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства и продаж, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

К основным методам, используемым в планировании, могут быть отнесены:

- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;

- балансовый – включает целенаправленное согласование использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;

- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития организации распространяются на будущие периоды;

- интерполяции - организация устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

- факторный - учет влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

- матричный - построение моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями их деятельности;

- экономико-математического моделирования - с применением современных средств и методов компьютерного моделирования производственно-хозяйственных процессов и др.

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации принятых решений;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в обеспечении организации необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

Масштабы, сложность и разнообразие направлений деятельности организации требуют от нее особого внимания к предварительному определению видов выпускаемых товаров, источников финансирования, технологических ресурсов и т. д. Решения о будущем состоянии организации в таких условиях не могут приниматься на основе интуитивных ощущений, а предвидение будущего требует научного подхода.

Масштабы деятельности организации ограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования. Преимущества принадлежат крупным организациям, потому что они обладают необходимым потенциалом для того, чтобы предвидеть свое будущее, у них выше финансовые возможности, в своем большинстве они занимаются серьезными научными и проектными разработками. Кроме того, они обладают высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать таких же высококвалифицированных специалистов со стороны. Крупные организации, как правило, имеют в своем составе специальные плановые подразделения. Вместе с тем даже солидные экономические организации для определения плановых стратегий зачастую обращаются к внешним консультантам, специализирующимся на вопросах планирования. В связи с быстрым распространением в последние десятилетия стратегического планирования некоторые консультационные организации сделали его своей исключительной областью деятельности. Такие организации иногда называют "салонами стратегии".

Небольшим экономическим организациям сложно проводить широкомасштабную плановую работу, в особенности дорогостоящее стратегическое планирование. Однако они могут использовать некоторые формы планирования, особенно оперативное планирование, применять уже готовые модели стратегий, созданные известными компаниями и исследовательскими организациями, и стремиться к определению собственных стратегий по мере своего роста. Несмотря на трудности осуществления планирования в небольшой организации, оно необходимо ей, пожалуй, еще в большей мере, чем крупной. Внешняя среда у такой организации менее поддается контролю и более агрессивна, чем у крупной организации, следовательно, будущее мелкой организации более неопределенно и непредсказуемо.

Следует отметить, что у небольшой организации есть свои преимущества в осуществлении планирования. Внутренняя среда такой организации более проста, а потому более обозрима и предсказуема, здесь легче создать особый психологический и социальный климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации, ее целей.

Возможности планирования в экономической организации ограничены рядом объективных и субъективных причин и, в первую очередь, неопределенностью рыночной среды. В этих условиях крайне важно установление контроля над рынком, который может осуществляться несколькими способами, такими как:

· вертикальная интеграция;

· контроль над спросом;

· контрактные отношения;

· создание предпринимательских сетей.

Предел планирования определен и величиной издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования. Как отмечают многие из практикующих менеджеров, одним из наиболее существенных недостатков плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на исследования, организацию подразделения планирования, привлечение дополнительного персонала. Речь идет о тех дефицитных средствах, которые могли бы быть использованы для решения других важных экономических задач. Если говорить о неденежных издержках, планирование требует еще одной важнейшей категории затрат - затрат времени - также дефицитного и весьма ограниченного ресурса.

Система мониторинга предназначена для сопоставления фактических и плановых показателей, ранжирования показателей по степени отклонения плановых показателей от реальных и группировки их с целью выработки решений о внесении изменений в экономическую политику организации. Она также дает возможность контролировать бездефицитность бюджета и предупреждать о предстоящих поступлениях и выплатах денежных средств, связанных с реализацией различных мероприятий. Система позволяет выполнять расчеты показателей, характеризующих состояние организаций, в том числе используя при необходимости собственные методики анализа.

Ежеквартальное пополнение базы данных новыми отчетными данными организаций обеспечивает проведение анализа динамики различных показателей. На основании имеющейся информации подразделения организации могут быть проранжированы и сгруппированы по степени благополучия их финансово-экономического состояния. Сводные аналитические отчеты, формируемые системой, используются для оперативного управления имущественным комплексом и формирования эффективной политики развития организации.

Как правило, мониторинг выполняется с использованием персональных компьютеров. Рассмотрим процедуру мониторинга плановых показателей на примере подсистемы "Финансовое планирование" программного комплекса Smart Goods.

Назначением подсистемы "Финансовое планирование" является автоматизация следующих действий пользователя:

- задание значений плановых показателей;

- задание допустимых диапазонов значений плановых и фактических показателей;

- мониторинг динамики плановых и фактических показателей и сравнение их с допустимыми значениями;

- задание диапазонов отклонения фактических показателей от плановых и сравнительный анализ фактических и плановых показателей.

Задание значений плановых показателей, граничных значений и их сравнение между собой и с фактическими показателями должно выполняться в разрезе всех аналитических показателей, имеющихся на момент составления плана. Механизм должен работать для всех планов счетов: балансового, управленческого и пр.

Анализ рынка и основных конкурентов. Предприниматель должен показать, что он хорошо понимает рынок и требования рынка к своим товарам. В этом разделе оценивается предполагаемый доход бизнеса.

Этот раздел должен включать:

- анализ сектора промышленности - структура данного сектора имеет большое влияние на успех бизнеса;

- анализ нужд потребителей - бизнес должен удовлетворять ожиданиям потребителей, таких, как розничные или оптовые торговцы, и/или конечные пользователи, являющиеся собственниками магазинов или переработчиками вашей продукции;

- анализ конкурентов - рыночная экономика - это конкуренция, чтобы выжить и иметь успех, вам необходимо знать, кто является вашими конкурентами, как они ведут бизнес, по возможности - ключевые факторы их успеха;

- анализа ССВУ ( Сильных и Слабых сторон, Возможностей и Угроз бизнеса). Этот анализ основывается на исследовании действительного и потенциального рынков и служит средством выявлениясравнительных преимуществ предлагаемого бизнеса.

Производственный план. В этом разделе бизнес-плана определяется производственная программа организации, дается подробное описание производственного процесса с указанием узких мест и путей их преодоления. Важным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого товара.

В описании технологического процесса указываются необходимые производственные мощности, потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования, потребность в сырье и материалах, требования к источникам энергии и их доступности. Определяются требования к качеству и дисциплине поставок, а также качеству товара.

Приводится характеристика необходимого производственного, инженерно-технического и административного персонала, оценивается его наличие и квалификация.

Этот раздел бизнес-плана имеет следующую структуру:

1) Производственная программа организации:

- объем выпуска товаров;

- доля продажи товаров на основе договоров купли-продажи;

- коэффициент роста объемов выпуска товаров;

2) Схема технологического процесса.

3) Потребность в основных средствах (зданиях и сооружениях производственного назначения, рабочих машинах и оборудовании, транспортных средствах); общая потребность и прирост основных средств;

- расчет общей потребности оборудования по годам;

- стоимость основных производственных средств (виды и наименование основных производственных средств, организация-производитель, количество, цена и всего по годам);

- расчет необходимой массы исходного сырья;

- потребность в кадровом обеспечении.

План маркетинга. В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в установлении соответствия возможностей организации требованиям рынка. В стратегии проникновения на рынок организация описывает последовательность своих действий по проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок или проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рынка.

План маркетинга предусматривает следующие разделы:

а) Выбор системы распространения товара:

- производитель – розничный торговец – потребитель.

- производитель – оптовый торговец - розничный торговец – потребитель.

- производитель – крупнооптовый торговец - мелкооптовый торговец - розничный торговец – потребитель.

б) Анализ ценовой политики и методы ценообразования. Здесь проводится оценка того, на сколько цены на товар отражают издержки организации, конкурентоспособность товара, спрос на него, оценку покупателями уровня цен и вероятную их реакцию на изменение цены. Дается характеристика политики стимулирующих цен организацией, действиям организации при изменении цен конкурентами.

в) Реклама. В части рекламы описываются тип и средства распространения применяемой рекламы (пресса, печатная реклама, наружная реклама, экранная, теле- и радиореклама). Оценивается использование каналов распространения информации, эффективность этих каналов. Определяются цели, поставленные перед рекламой, рассчитываются средства, выделенные нарекламу. Оценивается эффективность связи между активностью рекламы и уровнем сбыта, а также уровнем прибыли. Рассматриваются методы оценки потребителями качества рекламных текстов, стиля рекламы.

г) Методы симулирования продаж, формирования спроса и организации послепродажного сервиса. Приводится оценка их фактического состояния и прогноз. Определяется предполагаемый объем продаж.

Приводятся данные по использованию рассрочки или других видов кредита в качестве стимулятора сбыта, оценивается известность потенциальным покупателям условий рассрочки и иных видов кредита, возможности предоставления образцов товара на пробу, использования премиальной торговли.

Рассматривается специализация персонала по рынкам и товарам, приводятся приемы побуждения сбытового персонала, оценка работы торгового персонала.

Оценивается соответствие вариантов расфасовки требованиям данного рынка. Приводится оценка эффективности упаковки в плане привлечения внимания потребителей, сохранение товара от повреждения, облегчение работы продавца с помощью упаковки, использования упаковки после изъятия из нее товара покупателем.

Определяется степень узнаваемости товара организации на фоне других товаров, наличие товарного знака.

Организационный план. В этом разделе бизнес-плана обосновывается организационная структура (линейная, функциональная, штабная, матричная), производится ее оценка. Организационная структура должна быть по возможности простой, четкой и легко обозримой, охватывать по возможности минимальное количество промежуточных звеньев, не должна быть громоздкой, обеспечивать условие подготовки менеджеров на перспективу.

План по рискам. Значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не будут достигнуты полностью или частично. Составляется перечень простых рисков, из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам. Риск из-за потери прибыли (падения рентабельности) в результате неустойчивости спроса на товар может быть оценен с помощью экспертных методов и рассчитан с использованием статистических методов. Системно проведенный анализ рисков и формулирование мер по их парированию должно дать инвестору уверенность в надежности бизнеса, в том числе - в опытном менеджменте, предвидящем опасности и умеющем сводить их к минимуму. (Таблица 2.1).

Виды рисков и их влияние на основные показатели деятельности

После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить.

Финансовый план. В финансовом разделе бизнес-плана необходимо продемонстрировать следующие основные моменты:

- прибыльность - позволяет оценить, является ли проект достаточно привлекательным для участников бизнеса;

- поток наличности - позволяет оценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком.

Очень важно понять, что не существует автоматической зависимости между прибыльностью бизнеса и его способностью генерировать наличные средства. Фактически, какой-то бизнес может быть высоко прибыльным, но привести к банкротству ввиду нехватки наличных средств. Другие организации могут показывать убытки в бухгалтерской документации, но генерировать наличные средства в счет долгосрочной перспективы развития бизнеса. Это вызвано рядом причин, приведем две из них в качестве примера.

1) Постепенный износ оборудования (амортизация) является частью стоимости товара, но при этом для производства товара не требуется наличных средств до тех пор, пока не возникает необходимость в приобретении новых единиц оборудования.

2) По мере расширения бизнеса возникает необходимость в большем оборотном капитале для увеличения запасов и кредитования потребителей. Данное увеличение наличных средств необязательно ведет к немедленному росту прибыльности.

Финансовый раздел бизнес-плана состоит из трех основных финансовых отчетов:

- балансового отчета, который отражает картину платежеспособности бизнеса;

- счета прибылей и убытков, дающего информацию о прибыльности;

- отчета о потоке наличности, предоставляющего информацию о способности бизнеса генерировать наличные средства и выполнять свои финансовые обязательства.

До составления финансовой отчетности необходимо сделать некоторые допущения. Чем точнее описана среда бизнеса и система производства (это отражено в начальных разделах бизнес-плана), тем надежнее будут эти допущения.

Следует сделать предположения относительно:

- расчета себестоимости единицы товара;

- предположения о продажах;

- предположения о потоке наличности;

- предположения об источниках финансирования плана.

Расчет себестоимости единицы товара заключается в установлении цены и выявлении переменных затрат на единицу товара (главным образом материалов, использованных в процессе производства). Цена должна отвечать положениям маркетингового раздела бизнес-плана, также как и переменные затраты должны соответствовать разделу плана производства.

Предположения о продажах должны соответствовать заключениям, сделанным в маркетинговом разделе. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую организация предполагает занять. Для начального периода производства должны быть договоренности с клиентами о будущих продажах. Начиная со второго года, прогноз продаж основывается на предположениях (важно чтобы они были реалистичными).

Предположения о потоке наличности. Прогноз потока наличности состоит из перечисления всех оттоков наличных средств (платежей) и всех притоков наличности с разноской по месяцам и служит для расчета баланса. Отрицательный баланс означает недостаток оборотного капитала и необходимость организации дополнительного финансирования. Для прогнозирования потока наличности используется информация, содержащаяся в счете прибылей и убытков. Также следует принимать во внимание время поступления наличных средств и платежей. Результаты прогноза потока наличности будут различными, если условия оплаты, согласованные с поставщиками, колеблются в пределах до 60 дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: