Тема 5. Анализ производства и реализации продукции

1. Анализ объемов производства и реализации продукции.

2. Анализ ассортимента, структуры и качества продукции.

3. Резервы увеличения производства и реализации продукции.

1)Основной задачей предприятия является наиболее полной обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. При проведении анализа обычно оперируют следующими понятиями.

Валовая продукция- это стоимостная оценка всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенной производство. Валовая продукция выражается в текущих и сопоставимых ценах либо по себестоимости.

Товарная продукция отличается от валовой продукции тем, что не включает остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Чаще всего выражается в текущих ценах.

Реализованная продукция- это стоимость продукции отгруженной и оплаченной покупателем.

Ассортимент- это перечень наименований продукции с указанием объема выпуска по каждому виду. Структура продукции представляет собой определение удельного веса каждого вида продукции в общем объеме реализации.

Анализ объемов производства и реализации продукции начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции с расчетом темпов роста и темпов прироста продукции в стоимостном выражении.

Средний темп роста за анализируемый период определяется по формуле средней геометрической:

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузки продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, включая расчет отклонений от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам поставки для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что влечет за собой спад производства. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц в целом по предприятию и по отдельным видам продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывают по формуле:

где ОПплан – отгружено продукции по плану

ОПфакт –отгружено продукции фактически

2) Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности организации оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции.

Система формирования ассортимента продукции включает в себя следующие направления:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой и планируемой продукции;

- изучение жизненного цикла изделия и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции позволяет дать расчет следующих показателей:

1. коэффициент обновления ассортимента

где ВП н- валовой выпуск новых изделий

ВП об – общий валовой выпуск

2. коэффициент структурной активности

где - изменения удельного веса конкретного вида продукции в общем объеме выпуска или реализации.

Чем выше значения данных коэффициентов, тем активнее реагирует предприятие на изменения конъюнктуры рынка.

Увеличение производства и реализации продукции по одним видам и сокращение по другим видам приводят к изменению структуры.

Изменения в структуре производства оказывают влияние на все экономические показатели деятельности организации. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает. Расчет влияния структуры продукции и других показателей на результаты деятельности проводят с помощью метода цепной подстановки. При этом рассчитывают:

Определение разностей рассчитанных показателей позволяет выявить влияние таких факторов, как количество продукции, ее удельный вес и цена за единицу продукции.

По однотоварной группе продукции расчет влияния структуры на величину выручки от реализации определяют методом абсолютных разностей по формуле:

Под качеством продукции понимается совокупность показателей готового продукта, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.

Обобщающими показателями, характеризующими качество продукции независимо от ее вида и назначения, являются:

- удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска;

- средневзвешенный балл продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

Индивидуальные показатели качества продукции:

-полезность

-надежность

- технологичность

- эстетичность

Косвенные показатели качества продукции- это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака.

Анализ изучает динамику перечисленных показателей, причины их изменения и дает оценку работы предприятия по качеству продукции.

По продукции, качество которой определяется сортом или кондицией рассчитывают средний коэффициент сортности:

3) Оценку резервов увеличения объемов производства и реализации продукции начинают с анализа ритмичности производства и отгрузки продукции.

Ритмичность- это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели: увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки на складах, замедляется оборачиваемость денежных средств.

Ритмичность деятельности организации определяется с помощью прямых и косвенных показателей.

К прямым показателям относят:

1. коэффициент ритмичности

- фактический объем выпущенной продукции за определенный период

- объем продукции по плану

2. Коэффициент аритмичности

3. Причиной нарушения ритмичности производства может являться сезонность проводимых работ и спроса на продукцию. Оценить сезонность можно с помощью коэффициента сезонности:

- выпуск продукции за каждый месяц

- срднемесячный выпуск продукции, рассчитанный за анализируемый период

К косвенным показателям относят:

1. коэффициент вариации

3. Коэффициент устойчивости

Оценив ритмичность и динамику произведенной и реализованной продукции, переходят к оценке факторов резервов роста производственной деятельности. Все факторы можно объединить в 3 группы:

- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:

ВП= ЧР*ГВ

где ВП – валовая продукция

ЧР – численность работников

ГВ – годовая выработка работников

Резерв валовой продукции за счет создания новых рабочих мест:

- обеспеченность предприятия основными фондами и интенсивность их использования:

ВП= Ф*ФО

где Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов

ФО – фондоотдача

- обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП= МЗ*МО

МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции;

МО – материалоотдача

Резерв увеличения выпуска продукции может быть рассчитан по двум направлениям:

- за счет дополнительного количества материала:

- за счет сокращения расхода материала в расчете на единицу продукции:

При определении возможностей увеличения объема продаж необходимо учитывать сверхплановые остатки готовой продукции и реальные возможности ее реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: