1. Анализ объемов производства и реализации продукции.
2. Анализ ассортимента, структуры и качества продукции.
3. Резервы увеличения производства и реализации продукции.
1)Основной задачей предприятия является наиболее полной обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. При проведении анализа обычно оперируют следующими понятиями.
Валовая продукция- это стоимостная оценка всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенной производство. Валовая продукция выражается в текущих и сопоставимых ценах либо по себестоимости.
Товарная продукция отличается от валовой продукции тем, что не включает остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Чаще всего выражается в текущих ценах.
Реализованная продукция- это стоимость продукции отгруженной и оплаченной покупателем.
Ассортимент- это перечень наименований продукции с указанием объема выпуска по каждому виду. Структура продукции представляет собой определение удельного веса каждого вида продукции в общем объеме реализации.
|
|
Анализ объемов производства и реализации продукции начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции с расчетом темпов роста и темпов прироста продукции в стоимостном выражении.
Средний темп роста за анализируемый период определяется по формуле средней геометрической:
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузки продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, включая расчет отклонений от плана.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам поставки для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что влечет за собой спад производства. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц в целом по предприятию и по отдельным видам продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывают по формуле:
где ОПплан – отгружено продукции по плану
ОПфакт –отгружено продукции фактически
2) Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности организации оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции.
Система формирования ассортимента продукции включает в себя следующие направления:
|
|
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой и планируемой продукции;
- изучение жизненного цикла изделия и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции позволяет дать расчет следующих показателей:
1. коэффициент обновления ассортимента
где ВП н- валовой выпуск новых изделий
ВП об – общий валовой выпуск
2. коэффициент структурной активности
где - изменения удельного веса конкретного вида продукции в общем объеме выпуска или реализации.
Чем выше значения данных коэффициентов, тем активнее реагирует предприятие на изменения конъюнктуры рынка.
Увеличение производства и реализации продукции по одним видам и сокращение по другим видам приводят к изменению структуры.
Изменения в структуре производства оказывают влияние на все экономические показатели деятельности организации. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает. Расчет влияния структуры продукции и других показателей на результаты деятельности проводят с помощью метода цепной подстановки. При этом рассчитывают:
Определение разностей рассчитанных показателей позволяет выявить влияние таких факторов, как количество продукции, ее удельный вес и цена за единицу продукции.
По однотоварной группе продукции расчет влияния структуры на величину выручки от реализации определяют методом абсолютных разностей по формуле:
Под качеством продукции понимается совокупность показателей готового продукта, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
Обобщающими показателями, характеризующими качество продукции независимо от ее вида и назначения, являются:
- удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска;
- средневзвешенный балл продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.
Индивидуальные показатели качества продукции:
-полезность
-надежность
- технологичность
- эстетичность
Косвенные показатели качества продукции- это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака.
Анализ изучает динамику перечисленных показателей, причины их изменения и дает оценку работы предприятия по качеству продукции.
По продукции, качество которой определяется сортом или кондицией рассчитывают средний коэффициент сортности:
3) Оценку резервов увеличения объемов производства и реализации продукции начинают с анализа ритмичности производства и отгрузки продукции.
Ритмичность- это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Неритмичность ухудшает все экономические показатели: увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки на складах, замедляется оборачиваемость денежных средств.
Ритмичность деятельности организации определяется с помощью прямых и косвенных показателей.
К прямым показателям относят:
1. коэффициент ритмичности
- фактический объем выпущенной продукции за определенный период
- объем продукции по плану
2. Коэффициент аритмичности
3. Причиной нарушения ритмичности производства может являться сезонность проводимых работ и спроса на продукцию. Оценить сезонность можно с помощью коэффициента сезонности:
- выпуск продукции за каждый месяц
|
|
- срднемесячный выпуск продукции, рассчитанный за анализируемый период
К косвенным показателям относят:
1. коэффициент вариации
3. Коэффициент устойчивости
Оценив ритмичность и динамику произведенной и реализованной продукции, переходят к оценке факторов резервов роста производственной деятельности. Все факторы можно объединить в 3 группы:
- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:
ВП= ЧР*ГВ
где ВП – валовая продукция
ЧР – численность работников
ГВ – годовая выработка работников
Резерв валовой продукции за счет создания новых рабочих мест:
- обеспеченность предприятия основными фондами и интенсивность их использования:
ВП= Ф*ФО
где Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов
ФО – фондоотдача
- обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП= МЗ*МО
МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции;
МО – материалоотдача
Резерв увеличения выпуска продукции может быть рассчитан по двум направлениям:
- за счет дополнительного количества материала:
- за счет сокращения расхода материала в расчете на единицу продукции:
При определении возможностей увеличения объема продаж необходимо учитывать сверхплановые остатки готовой продукции и реальные возможности ее реализации.