К государственному экзамену

ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

  1. Геополитическое положение России после распада СССР, его положительные и отрицательные стороны в современных условиях.

Площадь страны. Протяженность современных границ РФ в сравнении с границами СССР. Пограничные государства «первого» и «второго» порядка. Типы границ (со странами «первого» и «второго» порядка; морские и сухопутные).

Положительные стороны геополитического положения страны: положение России на мировых транзитных путях и транзитный потенциал; территориальное море и морская экономическая зона страны; формирование единого экономического пространства на постсоветской территории. Отрицательные стороны геополитического положения: территориальные претензии к России; проблемы экономической интеграции со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Одним из важнейших условий развития современной России является ее геополитическое положение. Оно сложилось как результат исторического прошлого, в частности историко-географических особенностей формирования страны. Выделяют семь основных этапов формирования геополитического положения России:

1) Формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь (IX – XII вв.).

2) Распад Киевской Руси: на отдельные княжества и монголо-татарское завоевание (XIII – XV вв.).

3) Формирование и развитие Русского централизованного государства (XV – XVII вв.).

4) Становление Российской империи (XVIII – XIX вв.).

5) Развитие и крушение Российской империи (середина XIX – XX вв.).

6) Советский период (1917-1991 гг.).

7) Современное развитие страны (с 1992 г.).

Геополитическое положение современной России в значительной степени сформировано процессами постсоветского развития – распадом СССР, в результате которого произошли следующие изменения:

- по периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии;

- по отношению к России возникло «ближнее» и «дальнее» зарубежье;

- образовались частично «прозрачные» границы с ближним зарубежьем;

- было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы;

- блок НАТО расширился на восток, к границам России;

- образовался анклав (территория государства, со всех сторон окруженная границами других государств) – Калининградская область.

В настоящее время Россия занимает 17,1 млн. кв.км или 1/8 часть суши, при том, что территория СССР занимала 1/6 часть суши планеты или 22,4 млн. кв.км. Протяженность России с запада на восток составляет почти 10 000 км, а с севера на юг – от 2 500 до 4 000 км. Россия является одним из наиболее северных государств мира. Около 2/3 территории страны относится к планетарной зоне Севера.

Государственные границы Российской Федерации – это линии, определяющие пределы государственной территории. Сухопутные и водные государственные границы устанавливаются по соглашению между соответствующими государствами. Процедура установления границ имеет 2 стадии: договорное определение направления и положения границы (делимитация) и установление границы на местности (демаркация). Морские границы, отделяющие территориальные воды прибрежного государства от открытого моря, устанавливаются, как правило, законодательством прибрежного государства в пределах общепринятой ширины территориальных вод (от 3 до 12 миль). Вертикальная поверхность, проходящая через сухопутные и водные границы, является границей воздушного пространства и недр государства.

Протяженность границ России составляет 58 600 км, (при том, что границы СССР были самыми протяженными в мире – более 60,0 тыс. км.)

Из них протяженность морских границ составляет около 65 %. Морские границы Россия имеет с 12 странами: США, Японией, Норвегией, Финляндией, Эстонией, Литвой, Польшей, Украиной, Грузией, КНДР, Азербайджаном, Казахстаном. Протяженность сухопутных границ России составляет 20 100 км. Сухопутную границу Россия имеет с 14 странами: Казахстаном, Китаем, Монголией, Финляндией, Украиной, Беларусью, Эстонией, Азербайджаном, Литвой, Латвией, Грузией, Польшей, Норвегией, КНДР. Сухопутные границы России на западе проходят по территории Восточно-Европейской равнины, на юге – частично по равнинам, частично – по горным территориям.

Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых – бывшие союзные республики: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан отделены от России границами «первого» порядка («прозрачными», недемаркированными). 6 – страны дальнего зарубежья – Норвегия, Польша, Монголия, Китай, КНДР, Япония, отделены от России границами «второго» порядка.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – отношение объекта к вне его лежащим данностям, имеющим экономическое значение. По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо- и микроположение страны. ЭГП всех уровней – интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются: транспортно-географическое, промышленно-географическое, агро-географическое, рыночно-географическое, демо-географическое, рекреационно-географическое, природно-географическое и политико-географическое положение. Кроме того, по отношению к ареалам можно выделить несколько видов интегрального или подкомпонентных ЭГП страны: центральное (континентальное), периферийное (окраинное), глубинное (внутреннее), пограничное (соседское).

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России. Наша страна потеряла возможность использовать в полной мере около 90 % существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе:

- в России осталось из 8 балтийских портов СССР только 3;

- 2/3 бывшей береговой линии на Черном море стали зарубежными;

- из десятков крупных и мелких южных портов на Черном море осталось лишь два – Новороссийск и Туапсе;

- Россия имеет лишь два из 25 в СССР международных железнодорожных перехода.

Часть общих транспортных коммуникаций оказались на территории новых независимых государств.

Поднимаются на официальном и неофициальном уровнях территориальные претензии к России:

- Япония хочет получить южные острова Курильской гряды (Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп);

- Эстония – Печорский район (часть Псковской области);

- Латвия – Пыталовский район;

- Финляндия – земли Карелии – Карельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Внешние связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетического комплекса (транзит нефти и газа через территорию сопредельных государств)

Современное административно-территориальное деление страны берет начало в учреждении Петром 1 в 1708 г. восьми губерний. Современная Россия имеет в своем составе 88 субъектов Федерации: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов.

Однако, несмотря на ухудшение геополитического положения России после распада СССР, положительными сторонами являются:

- переход к открытой экономике;

- либерализация внешнеэкономических связей.

- вовлечение России в мировые хозяйственные связи – сняты ограничения на развитие торговли России со странами Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона.

На постсоветской территории постепенно формируется единое экономическое пространство – совокупность территориально-отраслевых элементов хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями. Факторами его развития являются: научно-техническое сотрудничество (совместное осуществление научно-технической деятельности, обмен учеными и специалистами для работы в научно-исследовательских и учебных институтах стран-партнеров, координация научно-технической деятельности); создание консолидированной банковской системы и системы кредитования; международная торговля.

  1. Регион как объект хозяйствования и управления: формирование и функционирование социально – экономического комплекса региона; строение региональной социально-экономической системы.

Определение региона как части территории и объекта хозяйствования и управления. Признаки выделения регионов. Экономическое районирование и административно-территориальное устройство страны. Отраслевая, межотраслевая и территориальная структура социально-экономического комплекса. Методы экономического обоснования отраслевого строения социально-экономической системы региона. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

Под регионом понимают участки территории, выделенные по определенным признакам. Такими отличительными признаками при выделении регионов являются степень освоенности территории, системность организации хозяйства территории, административно-территориальное устройство, комфортность условий жизни и т.д. Большое многообразие в целевом делении территории страны на районы позволяет всесторонне и качественно исследовать их. Официальное определение «региона» содержится в Указе Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». В нем под регионом понимают часть территории России, обладающей «общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий», что и является основными признаками выделения региона. Частым синонимом понятия «регион» является понятие «район».

Регион является элементом территориальной структуры хозяйства – деления всего хозяйства на отдельные элементы, сосредоточенные на определенной площади или территории.

Элементы территориальной структуры – это любые территориальные части общественного производства, которые обладают общими для каждой их них существенными признаками и связаны какого-либо рода отношениями с другими элементами.

В качестве объекта хозяйствования и управления регион предстает следующими элементами:

- зоной (промышленной, сельскохозяйственной, географической);

- экономическим районом;

- административно-территориальной единицей государства;

- прочими (городскими и сельскими населенными пунктами, городской агломерацией, ареалом).

Сформировавшиеся под воздействием ресурсных, отраслевых и социальных факторов межзональные пропорции размещения производительных сил свидетельствуют о наличии существенных различий в экономическом развитии европейской (западной) и азиатской (восточной) зон страны.

Для европейской части страны характерны следующие основные черты:

- здесь сосредоточена большая часть (78%) населения России;

- обладание значительными запасами отдельных видов природных ресурсов (металлорудных, горно-химических, лесных, основной части фонда сельскохозяйственных угодий);

- высокое развитие промышленности, дающей почти всей промышленной продукции страны;

- развитая производственная (в частности, транспортная) и социальная инфраструктура;

- наличие многоотраслевого и интенсивного сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем, эти районы крайне низко обеспечены собственными топливно-энергетическими ресурсами, отдельными видами сырья для обрабатывающей промышленности. В настоящее время на территории; указанной зоны производится 90% продукции машиностроения, 85% – черной металлургии и химии, свыше 70% – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Дальнейшее развитие хозяйственного комплекса этой зоны связано с интенсификацией производства, ускоренным техническим его перевооружением и модернизацией, совершенствованием отраслевой структуры хозяйства путем преимущественного развития малоэнерго- и водоемких, но наукоемких производств.

Характерными особенностями социально-экономического развития азиатской части страны (восточной зоны) являются:

- наличие крупных запасов топливных, минерально-сырьевых, лесных и водных ресурсов, имеющих важное значение для развития всей экономики России и формирования ее экспортного потенциала;

- слабая заселенность территории, сосредоточение населения в основном в южной части региона;

- экстремальные на большей части территории природные условия, ограничивающие проживание людей и развитие некоторых отраслей хозяйства;

- относительно слабое развитие транспортной сети и социальной инфраструктуры.

В структуре хозяйства восточной зоны преобладают добывающие отрасли. Здесь добывается около 80% угля, 70% нефти и газового конденсата, более 90% газа, производится более 60% продукции цветной металлургии. Дальнейшее развитие восточных районов должно быть связано с добывающими отраслями (топливной промышленности, цветной и черной металлургии, лесного комплекса), наращиванием масштабов машиностроительных производств, ориентированных на удовлетворение потребностей специализирующих отраслей зоны, созданием мощных промышленных узлов энергоемкого профиля для внутреннего и экспортного потребления (предприятия цветной металлургии, нефтехимии, глубокой переработки древесины и т.п.).

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Экономические зоны разделяются на крупные экономические районы. Это специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в территориальном разделении труда внутри страны. В настоящее время в России находятся 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный, а также Калининградская область (полуанклав), которую иногда рассматривают в составе Северо-Западного района.

Наряду с территориальной структурой социально-экономического комплекса страны выделяют отраслевую структуру хозяйства – совокупность отдельных отраслей, подотраслей и групп отраслей.

Отрасль – это часть хозяйства страны, специализированная на выпуске однородной продукции. Согласно международной отраслевой классификации ISIC, принятой в нашей стране, выделяют отрасли:

- сельское, лесное хозяйство и рыболовство;

- горнодобывающая промышленность;

- обрабатывающая промышленность;

- производство и распределение электроэнергии, газа, воды;

- строительство;

-оптовая и розничная торговля, рестораны, отели;

- транспорт, складское хозяйство и коммуникации;

- финансы, страхование, операции с недвижимостью и производственные услуги;

- коммунальные, социальные и личные услуги;

- прочие виды деятельности.

Подотраслями являются части отраслей. Самую крупную структуру подотраслей имеет промышленность: тяжелая, легкая, пищевая; добывающая и обрабатывающая.

Межотраслевой комплекс – это группа взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей хозяйства, между которыми существуют тесные экономические связи (топливно-энергетический комплекс, металлурго-машиностроительный, аграрно-промышленный, транспортный).

На сегодняшний день принципы или требования, определяющие закономерности размещения отраслей на территории страны, следующие: увеличение объема и экономической эффективности общественно-необходимой продукции или услуг; комплексность развития территории при одновременной обоснованной специализации и взаимодействии регионов, использование экономических выгод от территориального разделения труда; отраслевая структура региона должна соответствовать природным и социально-экономическим предпосылкам.

Факторами размещения производительных сил считают:

- природно-ресурсный;

- экономико-географическое положение;

- потребительский;

- трудовой;

- транспортный;

- энергетический;

- водный;

- возможность агломерации;

- возможность специализации и кооперации;

- военно-стратегический;

- научный;

- экологический.

Методами экономического обоснования отраслевого строения экономической системы региона являются способы количественной оценки уровня специализации региона в разрезе показателей: коэффициент локализации данного производства на территории района (отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства района к удельному весу то же отрасли в стране); коэффициент душевого производства (отношение удельного веса отрасли хозяйства района в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения района в населении страны); коэффициент межрайонной товарности (отношение вывоза из района данной продукции к ее районному производству); коэффициент отраслей рыночной специализации (коэффициент Кристанова – отношение удельного веса района в стране по данной отрасли промышленности к удельному весу района в стране по всей отрасли промышленности).

  1. Межрегиональные связи в экономике Российской Федерации: сущность и особенности взаимодействия регионов; эффекты и тенденции развития.

Экономика регионов России в системе внутреннего и международного разделения труда. Научно-техническое, торговое, финансовое, миграционное, взаимодействие регионов. Экономические и пространственные эффекты межрегиональной интеграции. Тенденции формирования единого экономического пространства и его транспортной, инновационной, научно-образовательной составляющих. Кластеризация региональной экономики.

Одной из базовых категорий, выражающих сущность и содержание экономических отношений, является разделение труда (РТ). Все страны мира так или иначе включены в международное разделение труда МРТ, а регионы – в МРТ и межрегиональное разделение труда (РРТ).

Углубление разделения труда диктуется развитием производительных сил, которые испытывают огромное воздействие научно-технической революции. Разделение труда радикально расширяет и укрепляет сырьевую и рыночную базу научно-технического прогресса, снижает сопряженные с ним затраты и в итоге способствует его ускорению. Участие регионов в РРТ и МРТ дает дополнительный экономический эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.

Разделение труда – это исторически определенная система общественного труда. Она складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития общества. Разделение труда существует в разных формах. Сущность межрегионального разделения труда проявляется в диалектическом единстве разделения и объединения процесса производства. Производственный процесс предполагает обособление и специализацию регионов в различных видах трудовой деятельности, а также их кооперацию, взаимодействие. Разделение труда выступает не только как процесс разрыва, но и как способ объединения труда. Региональное разделение труда является ступенью разделения труда между странами. Оно опирается на специализацию производства отдельных регионов. Региональное разделение труда играет все возрастающую роль в реализации процессов расширенного производства в российской экономике:

- обеспечивает взаимосвязь этих процессов;

- формирует соответствующие отраслевые пропорции.

Главное в процессе разделения труда – это то, что каждый участник этого процесса ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия. Реализация преимущества разделения труда в процессе межрегионального обмена дает:

- во-первых, получение разницы между внутристрановой и региональной ценой вывозимых товаров и услуг;

- во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от собственного производства при использовании более дешевого импорта.

В перспективе РРТ будет постепенно углубляться, а на его основе опережающими темпами будет расти межрегиональный обмен товарами и услугами.

Российские экономисты предлагают для измерения межрегионального разделения труда ряд коэффициентов. Среди них: удельный вес экспорта в общем объеме произведенной продукции; удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта; темпы роста отраслей специализации по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.

В числе показателей развития разделения труда на региональном уровне выделяют:

- коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общественного производства взаимодействующих регионов;

- долю взаимного товарооборота в общественном производстве этих регионов;

Специализация предприятий разных регионов на изготовлении продуктов связана с современной научно-технической революцией (НТР).

К числу основных видов межрегиональной специализации производства относятся:

- предметная (производство продуктов);

- подетальная (производство частей компонентов продуктов);

- технологическая или стадийная специализация (т.е. осуществление отдельных технологических процессов, например, сборка, окраска, сварка, производство отливок, заготовок и т.п.).

Другая форма разделения труда – межрегиональное кооперирование производства (МКП). Ее объективной основой является растущий уровень развития производительных сил, а также процесс устойчивых производственных связей между обособившимися самостоятельными предприятиями независимо от того, происходит ли он внутри страны или в рамках региона. Все более полное и последовательное обособление из общего производства на предприятии отдельных стадий технологического процесса, выпуска составных частей конечного продукта и передача его «частичным» предприятиям означают существенный прогресс в разделении труда в промышленности. Это способствует ускорению кооперационных процессов.

Межрегиональные связи - это взаимодействие субъектов РФ в различных отраслях (экономика, наука, культура и т.д.). Основными формами межрегиональных связей являются: многосторонние - с участием нескольких субъектов, и двусторонние - с участием двух субъектов РФ.

Основными видами межрегиональных связей являются:

1.Торгово-экономические.

2. Научно-технические.

3.Социально-гуманитарные.

4. Культурные.

3. Сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

Особым видом связей являются международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств, их органами власти, органами власти иностранных государств. Также выделяются межотраслевые связи между различными отраслями субъектов РФ.

Можно выделить следующие эффекты сотрудничества регионов:

1.Создание условий для развития производственной, предпринимательской, коммерческой и иной хозяйственной деятельности между организациями, зарегистрированными на территориях субъектов РФ.

2. Содействие заключению и реализации договоров (контрактов).

4. Содействие созданию торговых домов, финансово-промышленных групп и совместных производственных структур, способствующих восстановлению и развитию кооперационных, технологических и других экономических связей.

5. Создание благоприятных условий для взаимных инвестиций, реализация совместных инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию и модернизацию производств, обеспечивающих глубокую переработку сырья и высокую эффективность капиталовложений.

6. Развитие сотрудничества в области образования, науки и техники, проведение совместных научных мероприятий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ.

7. Взаимодействие в подготовке и переподготовке научных и технических кадров, помощь в организации семинаров, конференций, рабочих встреч, обмене специалистами.

8. В отрасли здравоохранения: развитие прямых связей между лечебно-профилактическими учреждениями системы здравоохранения; совместное развитие и использование курортно-рекреационного потенциала; обмен информацией о состоянии рынка изделий медицинской техники и других средств медицинского назначения, медикаментов и услуг, возможностях взаимных поставок; приглашение специалистов на проводимые семинары, симпозиумы, конференции по проблемам охраны здоровья населения.

9. В отрасли туризма: обмен опытом работы по организации экскурсионного и туристического обслуживания на территориях регионов; стимулирование разработки совместных проектов, направленных на освоение туристического потенциала субъектов РФ.

10. Развитие контактов и связей в области физической культуры и спорта.

Для юридического закрепления и получения вышеизложенных эффектов субъекты РФ заключают соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, протоколы, программы и иные виды и наименования соглашений.

Главной пространственной задачей России в настоящее время является сохранение экономической целостности страны.

Регионы в России исторически образовались по административно-территориальному принципу, который во многом сохранил свое доминантное значение и сегодня.

Экономическое пространство региона образуется в результате локализации пространства глобального экономического взаимодействия. Это пространство характеризуется двумя типами траекторий взаимодействий: межрегиональными и внутрирегиональными. В межрегиональные траектории регион включается преимущественно внешним образом. Наличие этих траекторий определяет открытость региона для взаимодействий. Внутрирегиональные траектории, несмотря на определенную замкнутость в регионе, частично вписываются в межрегиональные траектории.

Экономическая включенность региона в процессы межрегионального взаимодействия при условии реализация экономических интересов преимущественно в межрегиональном пространстве свидетельствует о том, что экономическая целостность исторически сложившихся российских регионов преимущественно как административно-территориальных может отсутствовать.

Интеграция и ее противоположность - дезинтеграция - это процессы, характеризующие изменения внутренней связности экономического пространства. Очевидно, что рассматриваемый аспект функционирования национальной экономики исключительно важен для России. Интеграция, основанная на взаимной выгоде экономических партнеров, позволяет использовать преимущества регионального многообразия в разных формах взаимодополнения региональных экономик. Дезинтеграция означает ослабление межрегиональных экономических связей вследствие усиления замкнутости региональных хозяйственных комплексов или же увеличения роли внешнеэкономических связей, заменяющих межрегиональные связи внутри страны. Оба эти проявления дезинтеграции создают угрозу целостности страны.

Однородность (неоднородность) экономического пространства и его интегрированность (дезинтегрированность) есть главные и взаимодополняющие характеристики качества экономического пространства.

В административно-плановой системе СССР неоднородность экономического пространства, особенно пространственная разобщенность производственного потенциала, трудовых и природных ресурсов, усиливала взаимозависимость регионов, требовала интенсивного межрегионального взаимодействия. При переходе же к рыночным формам организации и регулирования экономики ситуация меняется. Хотя для развития интеграционного процесса на рыночной основе неоднородность экономического пространства современной России не является непреодолимым препятствием, такая неоднородность ограничивает возможность рыночного саморегулирования и отвлекает значительные ресурсы государства на поддержку "слабых" регионов. Здоровая рыночная интеграция предполагает усиление не только единства" (связности), но и однородности экономического пространства.

Важнейшим проявлениями пространственной дезинтеграции постсоветской российской экономики "изнутри" выступают:

1) значительное сокращение межрегиональных торгово-экономических связей;

2) неудовлетворительное функционирование денежно-финансовой системы, создающей препятствия для стабилизации и развития;

3) ослабление общероссийской производственной инфраструктуры;

Наряду с сокращением производства и общей емкости товарного рынка ускоренное падение межрегионального обмена обусловлено значительными изменениями с начала 90-х годов ценностных соотношений обмениваемой продукции и потерей конкурентоспособности многих производств на внутреннем рынке.

В современных условиях межрегиональный товарообмен как фактор экономической интеграции сохраняет доминирующее значение. Господствующей тенденцией выступает концентрация финансового капитала в Москве и небольшом числе крупных центров, отсасывающая финансовые ресурсы из реального сектора большинства регионов России.

Формы взаимодействия субъектов Российской Федерации различны:

- участие региональных властей в деятельности межрегиональных ассоциаций.

В России действует восемь ассоциаций экономического взаимодействия: «Северо-Запад», «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Уральская ассоциация», «Сибирское соглашение», «Дальний Восток и Забайкалье». Политическая деятельность ассоциаций сводилась к задаче лоббирования региональных интересов на федеральном уровне. По инициативе ассоциаций неоднократно принимались постановления правительства. Другим важным направлением деятельности ассоциаций было сотрудничество соседних регионов в создании единой инфраструктуры (транспортной, энергетической, газоснабжения и др.), а также попытки построения межрегиональных схем интегрирования производства. Происходил и обмен опытом в научно-технической, торговой, финансовой, миграционной сфере.

К межрегиональному уровню относятся, например, решения советов соответствующих ассоциаций «О совместном производстве кормоуборочного комбайна в областях Центральной России», «О регулировании производства и оборота алкогольной продукции, создании единого рынка алкогольной продукции Сибири», «О мерах по развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Сибири», «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Сибири», «О централизации лекарственного снабжения лечебно-профилактических учреждений Сибири с целью экономии бюджетных средств», и т.п.

Продолжала развиваться внешнеэкономическая деятельность ассоциаций. Комитеты по экономическому сотрудничеству с США, Японией, Южной Кореей и Китаем работали в рамках ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». «Большая Волга» участвовала в сотрудничестве со странами Прикаспия, затрагивающем среди прочего аспекты государственной политики по решению проблем Каспия, его статусу.

- сотрудничество в рамках муниципальных ассоциаций и союзов, выражающим консолидированные интересы органов местного самоуправления.

Деятельность ассоциаций муниципальных образований выражается в борьбе за включение поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, предусматривающих сохранение доходной базы местного самоуправления, самостоятельность местных бюджетов, возможность увеличения их доходов.

- совместная работа при реализации крупных инвестиционных проектов, затрагивающих интересы нескольких регионов (в том числе в рамках федеральных целевых программ), заключение двусторонних договоров и соглашений.

Одной из форм межрегионального сотрудничества можно считать и участие субъектов Федерации в реализации масштабных проектов. К ним в первую очередь относятся крупные транспортные магистрали, вопросы развития транспортной системы, в том числе Байкало-Амурской магистрали, Северного морского пути и др.

- участие в межрегиональных выставках, ярмарках - относительно новое направлением в сфере развития и укрепления межрегиональных связей

Стремительный рост промышленного производства, прежде всего товаров поставил многие предприятия регионов страны перед почти забытыми проблемами сбыта продукции. Это вынудило производителей активизировать участие в проводимых в разных регионах специализированных выставках-ярмарках. Результатом стало восстановление и укрепление деловых связей не только между отдельными предприятиями разных регионов, но и между регионами в целом, организация обмена информацией о возможностях и потребностях региональных рынков, создание условий продвижения конкурентоспособных отечественных товаров в разных субъектах Федерации.

Формы взаимодействия субъектов РФ определяют тенденции формирования единого экономического пространства – территории, насыщенной множеством разного рода объектов (населенных пунктов, промышленных предприятий, транспортных сетей и т.п.) и связей между ними. Качества экономического пространства определяются его параметрами: плотностью ВРП, населения, природных ресурсов и т.д. на единицу площади; равномерностью, дифференциацией, концентрацией экономической деятельности; связанностью – интенсивностью экономических связей между частями пространства.

Кроме названных форм взаимодействия единое пространство может развиваться как результат:

- кластеризации экономики – групп взаимосвязанных между собой конкурентоспособных отраслей, объединенных по географическому признаку, критерием которой является выход отрасли на мировой рынок и достижение лидирующих позиций в мире. Кластеры предприятий формируются как спонтанно, так и целенаправленно, активизируют инновационную деятельность региона и освоение продукции наукоемких отраслей;

- формирования единого транспортного, инновационного, научно-образовательного пространства – усиления межрегиональной связанности этих сфер.

Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны: Для характеристики межрегиональных связей применяются показатели потоков продукции и ресурсов как в натуральном, так и в обобщенном стоимостном измерении. Наиболее характерными являются натуральные показатели, отражающие движение конкретных видов продукции между регионами: сырьевых ресурсов, продовольствия, машин и оборудования (в весовом измерении и поштучно), а также трудовых ресурсов (в физических лицах). Основными формами межрегиональных связей являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые и информационные потоки. Простые методы анализа обмена товарами и услугами осуществляются с помощью коэффициентов ввоза и вывоза продукции, а также товарообмена. В целях получения более общей картины взаимосвязей регионов страны применяются обобщающие показатели регионального развития, характеризующие потоки между отраслями в стоимостном выражении: по динамике валового регионального продукта, денежным потокам и пр. Для наиболее общей характеристики взаимосвязей между регионами используется такой показатель, как валовой региональный продукт (ВРП). Он определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институционными единицами — резидентами региональной экономики. Валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных в процессе производства за тот же период времени (промежуточным потреблением). Структурные составляющие ВРП. На уровне отдельных субъектов Российской Федерации исчисляется функциональная и отраслевая структура ВРП. Функциональная структура ВРП означает деление его на показатели, характеризующие его конечное использование. В частности, выделяются показатели «конечное потребление» и «валовые сбережения». Полученная информация используется для выявления и регулирования пропорций между отдельными стадиями экономического цикла (производством и использованием ВРП) как внутри отдельных регионов, так и в общегосударственном масштабе. Отраслевая структура ВРП означает деление его на показатели, характеризующие процесс формирования по отраслям народного хозяйства. Для отражения внешнеэкономических связей региона используются две группы индикаторов. 1. Показатели по обмену продукцией в натуральном и стоимостном выражении. Размер ввоза и вывоза продукции. 2. Показатели, характеризующие финансовые связи региона как с федеральным бюджетом, так и с другими регионами страны и с зарубежьем.

  1. Региональная политика государства и механизмы государственного регулирования социально-экономического развития регионов России.

Сущность, задачи и направления региональной политики РФ: пространственная интеграция экономики России; эффективное разграничение компетенции федеральных и местных органов власти; научное обоснование специализации региональной экономики; формирование единого рынка; формирование рынка труда с межрегиональным регулированием занятости; формирование рациональной системы расселения. Механизмы государственного регулирования социально-экономического развития регионов России: прогнозирование территориального и регионального развития; федеральные программы регионального развития; государственные заказы на закупку и поставку продукции; макроэкономические и экологические регуляторы.

Сущность региональной политики определена как система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим, социальным развитием регионов, а также механизма их реализации. Одной из важнейших в условиях рынка задачей региональной политики государства является четкая и действенная программа проведения экономических реформ.

Направления региональной политики государства:

- пространственная интеграция экономики России – проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка социаль­ных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к ре­гионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам экономически наиболее отсталым, регионам с экстремальными природными условиями. Число федеральных региональных программ должно быть огра­ничено; они могут разрабатываться для программно-целевых терри­ториально-производственных комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой экологической опасности. Для управления этими программами должны быть созданы спе­циальные государственные органы. В управлении программами должны участвовать и местные органы исполнительной власти. Предусматривается создание специализированных компаний, кон­сорциумов с государственным, частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.

- разграничение компетенции между федеральными и местными орга­нами. Так, федеральные органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовы­вать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использовании локальных ре­сурсов, решении социально-демографических и экологических про­блем, осуществлении экономической реформы;

- Для решения задач научного прогнозирования и индикативного планирования необходима подготовка комплексного прогноза разви­тия и размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2010 г., который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех регионов России;

- На всем пространстве Российской Федерации должен функцио­нировать единый рынок, основными принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и других дого­ворных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и капиталов по всей территории России, единство принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок, свободная конку­ренция производителей, разные формы собственности;

- В условиях становления и развития рыночных отношений важ­нейшей является проблема формирования рынка труда и межрегио­нальное регулирование занятости. В настоящее время сложились три типа регионов с особенностями воспроизводства и структуры насе­ления: 1) трудоизбыточные регионы — Северный Кавказ; 2) трудо-дефицитные регионы — Сибирь, Дальний Восток и Север с моно­отраслевой и депрессивной промышленностью; 3) трудообеспеченные регионы — Санкт-Петербург, Урал, Нижегородская область с высоким уровнем концентрации предприятий военно-промышлен­ного комплекса.

Регионам необходимы государственная поддержка развития предпринимательской деятельности, привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, меры по рационализации миграционных процессов;

- Важнейшим условием укрепления единого экономического про­странства России является формирование рациональной системы рас­селения. В особенно трудных условиях находятся сейчас регионы с вы­сокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ, регионы, зависимые от поставок сырья, продовольствия, а также регионы с критической экологической обстановкой, в которых необходимы закрытие ряда экологически вредных производств и осуществление мер по соци­альной защите населения. К таким регионам относится ряд облас­тей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.

Исключительно высокий уровень безработицы наблюдается в республиках Калмыкия, Тува, ряде республик Северного Кавказа, в ряде областей Нечерноземья, где уровень бедности особенно велик. Эти регионы нуждаются в срочной помощи со стороны федераль­ных властей.

Механизмы государственного регулирования социально-экономического развития регионов представляют собой инструменты приведения экономики региона в соответствие целям его развития:

- инструменты ориентирующего характера включают: генеральную схему развития и размещения производительных сил страны, прогноз социально-экономического развития регионов, стратегический план развития региона, индикативный план развития экономики региона: генеральная схема развития и размещения производительных сил представляет собой прогнозный документ стратегического характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу. Она разрабатывается в целях повышения эффективности общественного производства на основе совершенствования территориального разделения труда, комплексного экономического и социального развития регионов страны; п рогноз социально-экономического развития региона определяет цели социально-экономического развития региона, уточняет программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса - комплексный экономический прогноз, отражает в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона. В частных прогнозах оцениваются:

• демографическая ситуация в регионе;

• состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;

• будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;

• основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

• величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

• платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;

• темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. К основным характеристикам стратегического планасоциально-экономического развития региона относятся:

•выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

•краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

•партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики.

В качестве важнейших индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

- инструменты активного воздействия государства на ход социально-экономического развития: программирование регионального развития означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. Включает - ц елевые программы - комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

  1. Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

Природно-ресурсный потенциал территории как главное условие размещения производительных сил. Признаки структуризации ресурсного потенциала: происхождение (ресурсы недр, биологические ресурсы, земельные, водные, рекреационные ресурсы); исчерпаемость. Факторы и параметры экономической оценки природных ресурсов. Важнейшие виды природно-ресурсного потенциала России и его экономическая оценка: нефтяных, газовых, угольных, железорудных и нерудных месторождений; земельные, водные и биологические ресурсы.

Природно-географическая среда – часть природы, окружающая общество, взаимодействующая с ним и в той или иной степени измененная человеком.

Природные условия и ресурсы – одни из важнейших предпосылок территориальной организации населения и хозяйства. Природные ресурсы отличаются от природных условий тем, что являются такими объектами и силами природы, которые непосредственно используются или могут быть использованы в процессе жизнедеятельности общества. Природные ресурсы, как правило, определяют размещение населенных пунктов и производственных объектов, особенно в районах нового освоения. По возможности освоения в определенный период времени выделяют природные ресурсы доступные и потенциальные (общие).

Наиболее важные классификации природных ресурсов – природная (генетическая), экологическая, экономическая (хозяйственная).

1) Природная: земельные, водные, биологические, минеральные ресурсы, ресурсы Мирового океана, космические ресурсы и др.

2) Экологическая: исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые – невозобновимые (соли, сера, фосфориты, уголь, нефть, газ, песок, глина и др.) и возобновимые (почва, воздух, вода и т.д.). Неисчерпаемые – гидроэнергия, солнечная энергия, энергия ветра, морских течений и т.д.

3) Экономическая: топливно-энергетические, металлорудные, химические, строительные минеральные ресурсы, лесные, пищевые, сельскохозяйственные, рекреационные.

Геологи выделяют категории запасов минеральных ресурсов по степени их изученности: А, В, С1,С2, D.

Природно-ресурсный потенциал России по абсолютным показателям огромен и разнообразен. Наша страна занимает первое место в мире по разведанным запасам газа, железной и медной руд, калийных солей и апатитов, торфа, янтаря и алмазов, второе место – по запасам угля и золота, выделяется запасами многих цветных металлов. Среди других видов природных ресурсов значимы биологические (особенно лесные), водные и земельные. Россия занимает первое место в мире по общим земельным и лесным площадям, запасам древесины и приливной энергии морей, второе место – по запасам водных ресурсов и пресной воды, экономическому гидроэнергопотенциалу рек, третье место – по площади обрабатываемых земель. Она занимает одно из первых мест в мире по запасам охотничьих животных и промысловых рыб. Доля российских природных ресурсов в мировых запасах весьма ощутима. Обеспеченность России многими другими видами ресурсов также высока, например ураном, титаном и платиной, фосфоритами и поваренными солями, сырьем для производства строительных материалов, ветровой энергией и геотермальными подземными водами, лечебными водами и грязями.

В структуре минерально-сырьевой базы страны по стоимости более 70% приходится на ресурсы топливно-энергетического комплекса (нефть, газ, уголь и др.), 15% – на нерудные полезные ископаемые, около 15% – на металлы. Соответственно топливно-энергетические ресурсы можно считать главными из имеющихся в стране.

Россия обладает значительными запасами нефти, составляющими 6-7% мировых. Главные нефтегазовые провинции России: Западно-Сибирская, Волго-Уральская, Тимано-Печорская, Восточно-Сибирская, Северо-Кавказская.

В России сосредоточена почти 1/2 мировых общегеологических запасов угля. При этом 90 % балансовых запасов угля расположено в восточных районах России. Главными угольными бассейнами страны являются: Ленский, Тунгусский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Таймырский, Печорский, Донецкий.

Исключительное значение имеют железные руды, которые служат сырьем для производства черных металлов. Около 80 % балансовых запасов железных руд в стране сосредоточено в европейской части. По количеству и по качеству руд сильно выделяется Курская магнитная аномалия.

Нерудные полезные ископаемые классифицируют по областям их применения. Преимущественно они используются для производства минеральных удобрений и в строительной индустрии. Крупные месторождения апатитов находятся в Северном районе; фосфоритов – Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном районах; калийных солей – Уральском районе и Дальнем Востоке; поваренной соли – бессточные соленые озера в южной части страны (Эльтон, Баскунчак, Бурла, Кучук) или подземные соленосные бассейны (Урал, Восточная Сибирь), массовое строительное и минеральное сырье является повсеместно встречающимися.

Россия является крупнейшим по площади государством мира, ее земельный фонд составляет 1707,5 млн. га. 1% – земли промышленности, транспорта, населенные пункты. По 13 % – поверхностные воды, сельхозугодья, 52 % – лесные земли, 21 % – прочие земли. Главная составляющая всех сельскохозяйственных земель (2/3) – пашня.

Водообеспеченность в России – 250 тыс. куб. м в год. Это значительно меньше, чем в ряде стран. Всего на территории России протекает около 120 тыс. рек, длиною более 10 км каждая, имеется 2 млн. пресных и соленых озер, 40 крупных водохранилищ. Гидроэнергетические потенциальные ресурсы России составляют 2395 млрд. кВт-ч.

Россия занимает первое место в мире по площади лесов, составляющих пятую часть лесопокрытой площади в мире. Покрытая лесом территория России исчисляется около 700 млн. га, или более 40 % территории страны. В России сосредоточена половина мировых запасов хвойных древесных пород, т.е. российские леса выделяются также высоким качеством.

В перспективе во всем мире ожидается снижение роли невозобновимых природных ресурсов, особенно топливных, за счет того, что все более значительная часть электроэнергии будет производится за счет использования нетрадиционных возобновимых источников энергии. Большими запасами подобных ресурсов обладает и Россия. Особенно она выделяется на мировом фоне запасами приливной и геотермальной энергии.

Природные условия не вовлекаются непосредственно в производство, но они также во многом определяют территориальную организацию жизни людей и хозяйственной деятельности. Главными элементами геологического строения территории России являются платформы и плиты, а также разделяющие их геосинклинальные пояса. Климатические условия России из-за значительных размеров довольно разнообразны. На большей части территории страны преобладают умеренный континентальный и субарктический климат, а на севере распространен арктический климат. В целом климатические условия страны оцениваются как неблагоприятные для жизни людей и хозяйственной деятельности.

В России можно выделить 10 очагов, в которых проблемы рационального природопользования стоят наиболее остро:

1) Московская агломерация.

2) Петербургская агломерация.

3) Кольский полуостров и архипелаг Новая Земля.

4) Зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС.

5) Поволжье.

6) Промышленные районы Урала.

7) Нефтегазопромысловые районы Западной Сибири.

8) Промышленный район Норильска.

9) Кузбасс.

10) Район озера Байкал.

Государственные природные заповедники расположены в 66 из 83 регионов – субъектов России.

  1. Трудовые ресурсы: экономически активное и пассивное население; занятость населения и безработица.

Сущность трудовых ресурсов в составе населения. Территориальные характеристики населения: плотность и размещение; половозрастная структура; показатели движения. Характеристики трудовых ресурсов: количественный и качественный аспект состояния трудовых ресурсов; безработица и рынок труда. Территориальные особенности рынка труда. Распределение занятого населения по сферам и отраслям экономики.

Главной производительной силой развития общественного производства выступает та часть населения, которая обладает совокуп­ные физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Трудоспособное население — это часть населения, ограниченная определенными возрастными рамками. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими осо­ки остями развития человека.

Решающую роль в формировании границ трудоспособного возраста населения играют социально-экономические условия. Максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности, предписанному законом о пенсионном обеспечении. Начальная гра­ница определяется физиологическим развитием молодежи, ее знаниями, уровнем образования, продолжительностью обучения.

Таким образом, формирование возрастных границ трудоспособ­но населения определяется объективными условиями не только физиологического развития людей, но и прежде всего обществен­ными отношениями, и это в значительной степени отражается на формировании демографической структуры трудоспособного населения, на его размещении по территории страны.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин — 39 лет (от 16 до 54 лет включительно), трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и не занятое в экономике трудоспособное население. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц:

1. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте — определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов I и II групп, а также работающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях.

2. Работающее население вне пределов трудоспособного возраста
определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.

Различают потенциальные и фактически используемые трудовые ресурсы. Последние характеризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Труда ресурсы заняты в различных секторах и отраслях хозяйства.

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности абсолютную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который в свою очередь имеет количественный и качественный аспекты.

Количественный аспект характеризуется такими параметрами,

• общая численность трудоспособного населения;

• количество рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется т ми показателями, как:

• состояние здоровья, физическая дееспособность трудоспособного населения;

• общеобразовательная и профессионально-квалификационная подготовка трудоспособного населения.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является полная занятость и эффективное использование, обеспечивай экономический рост и на этой основе — повышение уровня и качества жизни населения. Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Под экономи­чески пассивным населением понимается та его часть, которая не стремится к трудоустройству.

Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть населе­ния не может найти себе работу или доходное занятие

Безработица в России вызвана социально-экономическими факторами. На первом среди них находится спад производства. Немаловажным фактором, способствующим увеличению безработицы, является инвестиционный кризис. Одним из факторов нарастания численности безработных в ступает крупный отток капитала из России за границу. Особенностью безработицы в России является то, что большая часть безработных приходится на молодежь. Средний возраст без­детных составляет 34,7 лет, а наибольший удельный вес безработных в возрасте 20—29 лет — 31,0%.

В результате структурной перестройки в экономике продолжает сохраняться отраслевая дифференциация в динамике численно занятых по отраслям. Сокращение рабочих мест в связи с физическим износом в угольной промышленности составляет 60% от чего сокращения численности рабочих в отрасли, в легкой — 60% в машиностроении, металлообработке и легкой промышленности 40%, в нефтехимической промышленности — 32%. Острота проблемы сокращения рабочих мест в этих отраслях связана и с те что значительное число предприятий являются градообразующими.

К федеральным округам с высоким уровнем безработицы относятся: Южный (15,3%), Сибирский (11,7%) и Дальневосточный (12,3%). Среди субъектов Федерации высокие показатели безработицы, значительно превышающие средние, отмечаются в республик Чеченской - 70,9%, Ингушетии (53,1%), Дагестане (20,1%), Калмыкии (17,9%), Карачаево-Черкесской (19,0%). Среди восточных регионов выделяются республики: Тува (20,7%), Бурятия (16,8%), Агинский Бурятский автономный округ (23,0%). На территории Европейской части страны самые высокие показатели уровня безработицы отмечаются в Брянской (13,1%), Владимирской (10,1%) и Смоленой (10,9%) областях, т.е. в тех регионах, в которых значительную роль в экономическом развитии играют машиностроение, легкая промышленность, предприятия военно-промышленного комплекса. Этирегионы следует квалифицировать как кризисные, присваивая программам содействия занятости статус федеральных.

Территориальные характеристики населения: плотность и размещение; половозрастная структура; показатели движения в значительной степени формируют территориальное качество трудовых ресурсов.

Плотность населения выступает показателем освоенности территории, интенсивности хозяйственной деятельности людей, терри­ториальной структуры хозяйства. Плотность населения формируется м процессе исторического развития под влиянием экономиче­ских законов общественных формаций, уровня социально-экономического развития общества и природно-географической среды. Заселенность территории складывается в процессе хозяйственного освоения и выступает не только как один из факторов, способствующих размещению производства в данном регионе, но и следствием экономического развития страны. Средняя плотность населения Российской Федерации составляет 8,6 чел. на 1 км2. По плотности населения Россия уступает большинству стран мира и почти всем странам СНГ, кроме Казах Туркменистана, в которых средние показатели заселенности составляют 6,2 и 7,7 чел. на 1 км2 соответственно. Однако средние показатели заселенности в стране не дают полного представления размещении населения по территории. Население весьма неравномерно размещено внутри каждой части территории страны: 78,4% населения Российской Федерации концентрируется на территории Европейской части, занимающей 25,4% общей площади России, численность населения здесь составляет 36,7 чел. на 1 км2, более 4 раза превышая средние показатели заселенности по России. В то же время в Сибири и на Дальнем Востоке проживает 21,6% населения страны на площади, составляющей 74,6% всей территории сии. Средняя плотность заселенности здесь в 3,4 раза уступает по ним показателям плотности населения Российской Федерации и составляет 2,5 чел. на 1 км2. Столь значительные различия в плотности населения определяются влиянием взаимосвязанных социально- экономических, исторических и природно-географических факторов. Существенные различия в плотности населения наблюдаются внутри федеральных округов. Среди них по заселенности выделяется Центральный федеральный округ. Плотность населения в нем составляет 58,0 чел. на 1 км2, что более чем в 6 раз превышает средние показатели плотности населения Российской Федерации. В пределах региона особое место занимают Москва и Московская область с максимальной для России заселенностью на уровне 320,8 чел. на 1 кв. км. К северу и югу от центра уменьшается заселенность районов, и наименьшие показатели отмечаются в Костромской области (12,1 чел. на 1км2), что объясняется удаленностью от Московского транспортного узла, небольшим плодородием земель и отсутствием промышленных ин полезных ископаемых. Высокая плотность населения отме­чена Южном (средняя плотность составляет 38,6 чел. на 1 км2) Приволжском (29,8 чел. на 1км2) федеральных округах. Это связано с высоким естественным и механическим приростом населения, благоприятными природно-климатическими условиями и высоким уровнем развития промышленности и сельского.

Размещение населения характеризуется также по городским и сельским поселениям. В соответствии с действующей классификацией городских поселений по величине выделяют три основные категории.

1. Большие города, подразделяющиеся на сверхкрупные с насе­лением от 500 тыс. до 1 млн. и свыше 1 млн. чел., крупные — от |№ до 500 тыс.

2. Средние города с населением от 50 до 100 тыс. и полусредние — 20 до 50 тыс. чел.

3. Небольшие города с численностью населения от 10 до 20 тыс.
ц и поселки городского типа — до 10 тыс. чел.

Сельское население представлено занятыми в отраслях сельскохозяйственного производства и в отраслях

социальной сферы (учителя, врачи, работники культуры, сферы социального обслуживания, торговли). Типы сельских поселений очень разнообразны и представлены селами и деревнями центральных регионов России, казачьими станицами и горными аулами Се­верного Кавказа, оленеводческими и горно-промышленными по­селками Крайнего Севера, лесопромышленными поселками Евро­пейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для Российской Фе­дерации характерен деревенский тип расселения, сложившийся ис­торически в связи с общинной формой землепользования

Одним из важных последствий негативных демографических процессов (это касается изменения уровней рождаемости, смертности и миграции) являются существенные сдвиги в половозрастной структуре населения, которые оказывают свое влияние на экономическое развитие России.

Половозрастная структура относительно устойчива и слабо меняется в территориальном аспекте. Показатель рождаемо, мальчиков, как правило, несколько превышает уровень девочек составляет 104—107 на 100 девочек в год. Однако к 30 годам соотношение численности мужского и женского населения выравнивается. Это связано с более высокой смертностью лиц мужского пола (в результате большего числа несчастных случаев, участия в боевых действиях внутри государства и за его пределами). С 40 лет начинается значительное преобладание лиц женского пола над мужским (следствие повышенной смертности, связанной с производственным травма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: