Анализ прибыли и рентабельности

Эффективность деятельности предприятия (организации), рациональное использование ресурсов определяют его способность к финансовому выживанию. Результаты использования финансовых ресурсов могут быть охарактеризованы показателями эффективности капитала, т.е. активов предприятия по данным баланса и отчетности о финансовых результатах. При этом для расчетов используются обобщающие и частные показатели. Наиболее распространенным и обобщающим показателем, нашедшим применение в отечественной и мировой практике при определении меры эффективности использования капитала, является коэффициент прибыльности (доходности).

В специальной литературе по финансам и экономике наряду с понятием прибыльности широко используется понятие рентабельности. Рентабельность (прибыльность, доходность) представляет собой отношение прибыли к капиталу (активам), инвестированному для получения этой прибыли.

Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ, прибыль – это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Это одни из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации. Получение прибыли является результатом деятельности по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) на основе привлечения капитала, труда и основных фондов.

В процессе анализа и планирования прибыли необходимо различать следующие виды прибылей организации:

- валовую прибыль (убыток) – разность между выручкой и себестоимостью от продаж;

- прибыль (убыток) от продаж – разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов;

- прибыль (убыток) до налогообложения – прибыль от продаж с учетом доходов от участия в других организациях, процентов к получению и уплате, прочих доходов и расходов;

- чистую – ту ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

- нераспределенную (непокрытый убыток) –прибыль, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов и используемая в целях реинвестирования, на нужды развития.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, выделяют экстенсивные и интенсивные факторы, влияющие на ее получение. Экстенсивные факторывоздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторывоздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Прибыль характеризует достигнутый предприятием результат (эффект) в сумме. Однако сумма прибыли как абсолютная величина еще не характеризует финансовую эффективность хозяйствования. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности применяется показатель рентабельности, характеризующий прибыльность по уровню.

На практике наиболее часто рассчитываются следующие показатели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов, рентабельность инвестиций.

Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов и определяется по формуле

Рп = Пр / З · 100,

где Рп – рентабельность продаж; Пр – прибыль от продаж; З – затраты.

Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от продаж к выручке:

Рпрод = Пр / В · 100,

где В – выручка.

Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле

Ра = Пн / А · 100,

где Пн – прибыль до налогообложения; А – средняя стоимость всех используемых активов.

Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия и определяется по формуле

Рск = Пч / СК · 100,

где Пч – чистая прибыль; СК – средняя величина собственного капитала.

Важным показателем является рентабельность производственных фондов, которая рассчитывается отношением чистой прибыли к стоимости производственных фондов

Рф ч / ОФ + МОС · 100,

где ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов; МОС – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

Не менее значимым является также показатель рентабельности инвестиций. Он характеризует прибыльность использования инвестиционных ресурсов в целом по предприятию. Расчет этого показателя осуществляется по формуле

Ри = Пч / ВБ – КО · 100,

где ВБ – средняя величина валюты баланса; КО – средняя величина краткосрочных обязательств предприятия.

Анализируя прибыль, следует иметь в виду, что она распределяется в следующем порядке. Прежде всего уплачивается налог на прибыль в бюджет. Облагаемая налогом прибыль до налогообложения отчетного года уменьшается на сумму:

- доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

- доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях (кроме доходов, полученных за пределами РФ);

- доходов игорного бизнеса и видеосалонов;

- прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций (в тех случаях, если ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, отличается от ставки по основному виду деятельности);

- прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства;

- льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.

Основными факторами роста прибыли и рентабельности на коммерческом предприятии являются:

- увеличение объема доходов (выручки);

- снижение расходов и, следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг).

На увеличение суммы доходов (выручки) оказывает влияние объем реализованной продукции (в натуральном выражении) и уровень цены. Объем реализованной продукции зависит только от предприятия и его факторов производства (предметов труда, средств труда и трудовых ресурсов). Одним из существенных факторов роста объема продукции является повышение производительности труда за счет повышения квалификации работников, повышения фондовооруженности труда, улучшения организации труда, повышения качества продукции. Существенное влияние на объем реализации продукции (выручку) оказывает уровень цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: