Сущность и формы выражения политики в государстве

В политической области сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

Европейское сообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересам объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющие органы.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и венных, занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств и др. Многие вопросы политического характера государства решают дипломатическим путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

99. Основные подходы к соотношению государства права.

Исторически право и государство возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое цивилизованное состояние. Право возникло, как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный регулятор соц. отношений, снабженный принудительной силой, т.к. моральные и др. подобные нормы с этой задачей уже не справлялись. Жизненные потребности, прежде всего, матер. порядка лежат в основе зарождения государства. Именно эти причины обусловили появление рассматриваемых институтов. При этом закон и власть возникают как взаимозависимые понятия. Они немыслимы друг без друга. В то же время в литературе существует теория, согласно которой право возникает еще до государства. Оно складывается там, где люди вступают в социальные общение, где развивается товарообмен, собственность, владение. А вместе с государством рождается уже закон как цивилизованная и наиболее совершенная форма права. И все же господствующее мнение состоит в том, что становление и развитие государства и права – единый процесс. Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Если государство возникает из необходимости поддержания порядка, то права создает юридические механизмы для этого. По мере того как права появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически связаны между собой, объективно нуждаются др. в др., взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно. Тем не менее, государство и право относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. У каждого из них свои цели, задачи, методы. Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.

В современной литературе указывается на 3 возможные модели в взаимоотношениях государства и права: 1.тоталитароне (государство выше права и им не связано); 2. либеральная (право выше государства); 3. прагматическая (государство создает право, но связано им). 1 – для России не подходит, 2 – выражает скорее желаемое, 3 – ближе к нынешним реальностям и сегодня практически осуществимо. Право имеет качество государственного регулятора общественных отношений - таков его социальный статус. С другой стороны, деятельность государства носит по преимуществу правовой характер. Важны и нужны оба эти института: один – как организация силы, другой как форма выражения воли. Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения (в целях, методах, устремлениях), их отношения не всегда складываются гладко. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится поставить ее на место, ввести в юридические рамки. Соотношение государства и права включает в себя 3 главных аспекты: единство, различия и взаимодействие. Единство как уже отмечалось, выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими и культурными и иными условиями; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантирует права личности. Есть и другие грани единства рассматриваемых категорий. Они в частности проявляются в идее правового государства, о чем свидетельствует само это выражение. О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой – общей ТГП! Ведь государство и правовое развитие – единый процесс, но не все свойственное государству свойственно праву и наоборот. Различия вытекают уже из определения этих понятий. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, форма существования классового общества, то право - система официально устных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное значение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право- волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию. Они каждая по своему отражают реальную действительность, назревшие потребности. Взаимодействие государство и право выражается многообразным влиянием друг на друга. Воздействие государства на право состоит в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности. Посредством права осуществляется задачи и функции государства, проводится и внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: