Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.
1. Промышленный переворот (с 20 – 30-х по 80 - 90-е гг. XIX в.): техническая база переворота - паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии; инфраструктура для развития промышленности; национальная система железных дорог, система каналов, телеграф.
Формирование общенационального рынка; возникновение предприятий – действенной формы социальной организации работников; конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.
2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.): внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров; малонасыщенный рынок; конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене; четкая дифференциация отраслей; хорошие перспективы экономического роста для компаний; слабое вмешательство государства в бизнес.
|
|
3. Эпоха массового сбыта (30 – 50-е гг. XX в.): насыщение спроса на товары и услуги; переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную ориентацию; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия; государственное регулирование экономики.
4. Постиндустриальное общество (60 – 90-е гг. XX в.): новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан; высококачественные товары; индустрия досуга; новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды.
Растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов; смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.
5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.) характеризуется новой экономикой: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг; переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях; изменение жизненных приоритетов; самоограничение материального потребления; ориентация на экономические и нематериальные ценности; здоровая экология.
В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:
|
|
· с позиций различных научных школ (конец XIX в. – по настоящее время);
· процессный (20-е гг. XX в. – по настоящее время);
· системный (50 – 60 гг. XX в. – по настоящее время);
· ситуационный (60-е гг. XX в. – по настоящее время).
Научные школы.
1. Школа научного управления (1885 – 1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».
2. Школа административного управления (1920 – 1950) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого – рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, четкое определение следующих функций управления: техническая (технологическая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение, планирование, организация, распоряжение и контроль).
3. Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950г. – по настоящее время) как научное направление являются естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтона Мейо.
В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя.
4. Школа количественных методов (1950 г. – по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики. Суть этого подхода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации.
Процессный подход
Сущность процессного подхода состоит в том, что управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование охватывает различные уровни организации и может быть долгосрочным (стратегическим) или краткосрочным:
Планирование Процесс определения целей и путей их достижения
Реализация планов требует организации, которая представляет следующую функцию управления:
Организация Процесс распределения работы среди сотрудников
(как функция управления) и групп сотрудников и координация их деятельности
Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации хорошо выполняли порученную им работу.
Мотивация Процесс создания у членов организации внутреннего
побуждения к действиям для достижения целей организации
Контроль является одной из функций, без которой невозможны все остальные
Контроль Постоянная проверка того, как данная организация
достигает своих целей
Эти 4 функции имеют общие характеристики: все они требуют принятия решений и коммуникации. Их часто называют связующими процессами, т.к. они связывают все четыре управленческие функции в единый процесс.
Коммуникация | Планирование | Организация | Принятие решений |
Контроль | Мотивация |
Принятие решения – это выбор того, как, что и каким образом планировать, организовывать, мотивировать и контролировать, т.е. правильно выполнять общие функции управления. Именно выполнение этих функций и составляет основное содержание деятельности менеджера.
|
|
Для принятия правильного решения необходим анализ ситуации и выяснение причин возникновения проблемы на основе получения необходимой информации. Единственным способом получения информации является коммуникация. Коммуникация – это процесс обмена информацией. Для эффективного функционирования организации необходима качественная коммуникация между подразделениями и должностными лицами.
Т.о., процесс управления – это взаимосвязь 4-х функций, которые объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений:
Системный подход
Системный подход положил начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению. Организация стала пониматься как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого; в котором все части взаимосвязаны.
Системный подход предполагает рассмотрение организации в виде открытой системы, которая характеризуется взаимодействием с внешней средой.