Как эффективно использовать способ управленческого влияние на подчинённых путем убеждения?

  1. Постарайтесь точно определить потребности слушателя и апеллируйте к этим потребностям.
  2. Начинайте разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе слушателю.
  3. Постарайтесь создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности.
  4. Просите немного больше, чем Вам на самом деле нужно или хочется (для убедительности приходится иногда делать уступки, а если с самого начала Вы будете просить больше, Вы, по-видимому, получите именно столько, сколько Вам действительно нужно). Этот метод может сработать и против Вас, если Вы запросите слишком много.
  5. Говорите, сообразуясь с интересами слушателей, а не со своими собственными. Частое повторение слова "Вы" поможет слушателю понять, какое отношение к его или ее потребностям имеет то, что Вы, влияющий, хотите, чтобы он сделал.
  6. Если высказываете несколько точек зрения, постарайтесь изложить последние аргументы, ибо, услышанные последними, они имеют наибольший шанс повлиять на аудиторию.

Просьба - способ управленческого влияния на подчиненного, основанный на добровольных, побуждающих, непринудительных мотивах. Прибегая к просьбе, менеджер пытается взывать к лучшей из сторон натуры другого человека. Положительный результат достигается в случае, если между руководителем и подчиненным существуют хорошие отношения.

Угроза - запугивание, обещание причинить подчиненному зло. Они основаны на том допущении, что страх иногда является достаточным мотивом, чтобы побудить человека выполнять поручения, с которыми он внутренне не согласен. Как правило, угрозы срабатывают на короткое время (пока подчиненный находится в "зоне страха", т.е. боится руководителя). Угроза вызывает борьбу между двумя личностями, и здесь проигравшим всегда будет тот, кто вынашивает мысль победить в будущем (никому не хочется быть постоянно проигравшим).

Подкуп - склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного любыми средствами. Т.е. руководитель может предоставить своему подчиненному какие-либо преимущества, если он определенным образом изменит свое поведение. В некоторых случаях подкуп - это честный подход, предоставляющий подчиненному дополнительные вознаграждения за дополнительные усилия, например: "Поработай сегодня сверх нормы и завтра можно будет уйти с работы пораньше"

Приказ - официальное распоряжение властных органов. Исключается альтернатива, поскольку приказ не обсуждают, а выполняют. И если приказ не выполнен, за этим, как правило, следуют негативные последствия.

Под стилем руководства понимается совокупность конкретных способов воздействия руководителей на подчиненных, т.е.:

с одной стороны – это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему работниками

с другой стороны – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы побуждать их к достижению целей организации

Сегодня в теории управления выделяют следующие стили руководства:

  1. Авторитарный

В этом случае руководитель чувствует себя полновластным хозяином своих подчиненных. Все решения формируются «наверху» и спускаются «вниз» без обсуждения. Такой стиль характерен, когда во главе организации стоит плохо подготовленный и интеллектуально слабый руководитель, которого больше всего устраивает принцип «Я начальник – ты дурак». Этому типу обычно сопутствует культ руководителя – «вождизм». Наша страна, а особенно ее экономика очень пострадали от подобного стиля руководства.

Авторитарный руководитель намеренно апеллирует к потребностям низкого уровня подчиненных, может оказывать психологическое давление и угрожать.

Вместе с тем, бывают исключительные ситуации, в которых авторитарный тип руководства может оказаться приемлемым. Например, в чрезвычайных обстоятельствах, когда на размышления и обсуждения нет времени.

  1. Демократический

Предполагает, что руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, решения принимаются коллегиально, делегирует полномочия, создает благоприятный морально-психологический климат, широко использует поощрение. Все это повышает заинтересованность работников, повышает их преданность организации.

  1. Либеральный (попустительский, пассивный)

Либеральный стиль руководства характеризуется низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем предоставления разных льгот и послаблений, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности.

Предполагает, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые условия для их работы, определяет ее правила, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты, а группа имеет полную свободу принимать решения.

Часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей.

Это достаточно неустойчивый стиль руководства, который вряд ли можно причислить к лидерству.

Сущность этих стилей руководства, их слабые и сильные стороны мы рассмотрим:

Критерий Авторитарный Демократический Либеральный
  1. Постановка целей
Цели ставит руководитель Цели – результат группового решения при поддержке руководителя Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя
  1. Распределение заданий
Все задания дает руководитель, причем, сотрудник не знает, какое решение он получит в следующий раз Устанавливается определенный порядок выполнения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию
  1. Оценка работы
Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не принимает участия Руководитель пытается непосредственно участвовать в работе подчиненных Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствует
  1. Трудовая атмосфера
Высокая напряженность, враждебность Свободная, дружеская атмосфера Атмосфера произвола отдельных сотрудников
  1. Групповая сплоченность
Покорное, беспрекословное повиновение Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть Низкая групповая сплоченность
  1. Интерес к выполняемым заданиям
Низкий Высокий Минимальный
  1. Готовность к работе
При отсутствии руководителя перерыв в работе («кот из дома – мыши в пляс») При отсутствии руководителя продолжение работы Перерыв в работе по желанию
  1. Мотивация труда
Минимальная Высокая мотивация каждого работника и группы в целом Минимальная

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: