1. Системы вентиляции
Для уменьшения нагрева электрических машин применяют различные способы их охлаждения. В качестве охлаждающих сред используются воздух, водород, трансформаторное масло, вода. Наиболее часто для охлаждения машин применяется обдув (вентиляция) нагретых ее частей воздухом. Остальные среды находят применение для охлаждения машин большой мощности.
Вентиляция электрических машин может быть естественной и искусственной. При естественной вентиляции движение охлаждающего воздуха создается конвекцией или в результате вращения частей машины. Такая вентиляция применяется редко и только в открытых машинах или машинах малой мощности.
Большинство электрических машин работает с искусственным охлаждением, которое осуществляется при помощи вентилятора. Применение искусственной вентиляции позволяет существенно усилить отвод тепла.
Машины с искусственной вентиляцией разделяются на машины с самовентиляцией (рисунок 28.1) и машины с независимой
|
|
а) | б) | в) |
Рисунок 28.1 - Электрические машины с самовентиляцией
вентиляцией (рисунок 28.2). В первом случае вентилятор размещается
Рисунок 28.2 – Электрическая машина с независимой вентиляцией по замкнутому циклу
на валу самой машины или па ее вращающейся части (роторе).
При независимой вентиляции охлаждающая среда подается в машину специальным устройством, механически не связанным с валом машины. Независимая вентиляция применяется в крупных тихоходных машинах или машинах, у которых в широких пределах меняется частота вращения.
Охлаждающий воздух может подаваться внутрь машины (рисунок 28.1,а, б) - такая схема вентиляции называется продуваемой или внутренней, а может обдувать наружную поверхность корпуса машины (28.1, в) — такая схема вентиляции называется обдуваемой или наружной. Наружная вентиляция применяется в закрытых машинах, у которых доступ внешнего воздуха во внутренние части отсутствует. В этом случае часто для перемешивания. воздуха, находящегося внутри машины, устанавливается дополнительный внутренний вентилятор.
В зависимости от характера работы внутреннего вентилятора различают вентиляцию нагнетательную (рисунок 28.1,б) и вытяжную (рисунок 28.1,а). В первом случае вентилятор устанавливается в начале вентиляционного тракта машины, а во втором -в конце.
При нагнетательной вентиляции воздух, поступающий в машину, будет предварительно подогреваться при прохождении через вентилятор за счет потерь в нем. Условия охлаждения при этом ухудшаются, и поэтому приходится увеличивать количество прогоняемого воздуха, что вызывает увеличение вентиляционных потерь. Вытяжная вентиляция имеет свои недостатки. Так, в машинах постоянного тока при такой вентиляции внутрь машины будет засасываться щеточная пыль с коллектора. Обычно предпочитают применять вытяжную вентиляцию.
|
|
В машинах охлаждающий воздух может прогоняться вдоль оси вала (рисунок 28.3, а) или в радиальном (рисунок 28.3, б) направлении. В
а) б)
Рисунок 28.3 – Схемы аксиальной (а) и радиальной (б) систем вентиляции
первом случае вентиляция называется аксиальной, а во втором — радиальной.
Для прохождения воздуха внутри машины должны быть выполнены соответствующим образом ориентированные каналы. Аксиальные каналы в роторе образуются вырубкой отверстий в листах, из которых собирается его сердечник (рисунок 28.4). Радиальные каналы образуются
Рисунок 28.4 – Отверстия для аксиальных каналов в листах сердечника якоря
подразделением сердечника на отдельные пакеты, между которыми предусматриваются каналы шириной около 10 мм. В радиальных каналах ротора располагаются дистанционные пластины - ветреницы, которые при его вращении действуют подобно лопастям вентилятора. Воздух при такой системе вентиляции засасывается с торцов внутрь машины и выбрасывается через станину наружу.
Аксиальная система вентиляции конструктивно проще радиальной. Однако при большой длине сердечника аксиальная система вентиляции не обеспечивает равномерность теплосъема, так как охлаждающий воздух, проходя вдоль машины, постепенно будет нагреваться.
Вентиляция электрических машин может быть выполнена по разомкнутому (смотреть рисунок 28.1) или замкнутому (смотреть рисунок 28.2) циклу движения охлаждающего воздуха. При разомкнутом цикле воздух забирается из окружающего пространства, а затем, пройдя машину, вновь возвращается туда же. При замкнутом- цикле движения воздуха он циркулирует в замкнутом воздуховоде. При выходе из машины воздух охлаждается в специальном воздухоохладителе, а затем охлажденный вновь поступает в машину. Исполнение электрических машин по способам охлаждения устанавливается ГОСТ 20459-87. Обозначение способов охлаждения состоит из латинских букв 1C (начальные буквы английских слов International Cooling) и следующих за ними цифр, характеризующих систему охлаждения. Например, 1C 01 — защищенная машина с само- вентиляцией и вентилятором, расположенным на валу машины; 1C 0141 -- закрытая машина, обдуваемая наружным вентилятором, расположенным па валу машины, и т.д.