Мотив достижения распространяется не только на сферу трудовой деятельности человека, но и на всю обширную сферу межличностных отношений.
Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, мотивация помогает понять упорство, настойчивость, с которыми человек осуществляет действия, преодолевает препятствия на пути к цели, – например, ради сближения с другим человеком, почти не знакомым, может выстроить дальнюю стратегию своей жизни.
В отечественной психологии исследование мотивации достижения началось с изучения уровня притязаний; он понимался как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек. И. М. Палей и В. К. Гербачевский выявили, что уровень притязаний высокотревожных людей более соответствует их реальному интеллектуальному уровню. Ригидные, малопластичные люди, а также экстраверты чаще неадекватны в оценке своих способностей, склонны завышать или занижать свои притязания. В. К. Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех (Палей, Гербачевский, 1972).
|
|
Уровень притязаний зависит от сопоставления своих результатов с нормативными достижениями (результаты значимой для человека социальной группы), от самооценки и личностных особенностей. Так, например, по сравнению с нормальными людьми, неврастеники ставят перед собой более высокие цели, а истерики – минимальные, по сравнению со средним уровнем своих достижений. Нереалистично высокие или низкие стандарты ведут к «стратегии самопоражения».
Д. Мак-Клелланд и его последователи (1961; по: Хекхаузен, 1986) выделили два вида мотива достижения – стремление к успеху и стремление избежать неудачи (у X. Хекхаузена: НУ – надежда на успех и БН – боязнь неудачи).
Были сформированы два направления:
1) изучение особенностей поведения людей с различными характеристиками поведения (Мак-Клелланд);
2) анализ ситуативного процесса мотива достижения Дж. Аткинсона, который разработал математическую модель мотивационного процесса («модель рискового выбора») (цит. по: Кубышкина, 1997).
Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают средние по трудности задачи, так как обычно стараются рисковать обдуманно; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (с гарантией успеха), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.