Введение этики в клиническую психологию отнюдь не означает, что надо конструировать какую-то «особую этику» для специальной группы лиц и сферы деятельности. Такой подход подорвал бы сферу значимости этических принципов и одновременно способствовал бы расколу медицинских профессий относительно их основных ценностей. Совершенно очевидно, что этическое осмысление методов и результатов исследований, теорий и их применения в области клинической психологии не может не учитывать специфику содержания и структурные признаки; но все-таки этический анализ как таковой обязательно должен опираться на общеприемлемые точки зрения и рассчитывать на общеприемлемую же ориентацию, которая дает широкий простор для интерпретации и тому, кто действует, и тому, кто принимает решения. Это свободное пространство является сферой практического здравого смысла или компетентности в том, чтобы отличать профессиональные аспекты от этических и тем не менее сочетать их. Даже если на первом плане стоят индивидуальные и ситуативные особенности, не следует подпадать под влияние «ситуационной» либо какой-нибудь другой такого же плана этики; скорее возникает необходимость все снова и снова интегрировать общую этическую ориентацию со специфическими задачами.
|
|
Что дает этика клинической психологии
Этика в клинической психологии не является самоцелью, она должна ставить перед собой вопросы значения, ценности и пользы. Обзор функций этики в клинической психологии представлен в табл. 5.1 (Reiter-Theil, 1996).
Таблица 5.1. Функции этики в клинической психологии
1. Предпосылки этики:
- обзор результатов этически значимых гуманитарных наук
- специальные эмпирические основы
2. Этическое осмысление практики:
- идентификация проблем
- критика
- легитимация
3. Осуществление этической ориентации в практике:
- учреждение ответственных комиссий и т. п.
- формулирование стандартов
- мероприятия по защите от нанесения вреда и злоупотреблений
4. Содействие развитию этической компетентности: образование, специализация, повышение квалификации
5. Следствия этики: оценка применения этических стандартов