Вопрос 4.2. Учет прямых материальных и трудовых затрат. Методы определения фактической себестоимости материалов

В соответствии с ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Для того, чтобы перечень статей прямых расходов в бухгалтерском учете не расходился с перечнем статей в налоговом учете в состав прямых расходов включат материальные расходы и трудовые затраты (затраты на оплату труда плюс отчисления на социальные нужды).

При разработке учетной политики организации руководители финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов:

1. Исходя из средней себестоимости каждого вида материалов.

2. по себестоимости каждой единицы;

3. Метод ФИФО (первый пришел, первый вышел) используется при падении цен на материальные ценности, когда наибольшей будет цена первой по времени поступления партии. (Опять с целью возмещения более дорогостоящих затрат в первую очередь.)

При любом способе расчета фактической стоимости израсходованных материалов первичные учетные документы должны отражать учетную цену, а по окончании месяца через отклонения - разницу между учетной стоимостью и фактически подлежащей к списанию (средней, ФИФО) довести ее до фактической.

Сумма отклонений должна списываться и распределяться между видами продукции по счету 20 (дебет счета 20, кредит счета 10).

Несмотря на использование материалов на производство продукции, работ, услуг (дебет счета 20), на содержание и ремонт оборудования (дебет счета 25), на исправление брака (дебет счета 28), на содержание офиса (дебет счета 26) и прочие нужды, сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов

списывается только на счет 20, пропорционально сумме израсходованных ценностей по учетным ценам.

Исчисленные суммы ТЗР записывают в журнале-ордере № 10 на дебет счета 20 «Основное производство» отдельной строкой с кредита тех счетов, к которым они относятся (10).

При обработке материалов в процессе производства образуются отходы.

Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называют возвратными, или ценными. Отходы, не представляющие никакой потребительской ценности, называются безвозвратными.

Стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, что требует бухгалтерской записи по счетам: Д 10-К 20.

На основе накладных, на сдачу на склад отходов материалов составляют группировочную ведомость о списании их стоимости с соответствующих заказов, работ, услуг.

Указанные суммы записывают в карточках аналитического учета затрат на производство по заказам по статье «Возвратные отходы производства» со знаком минус (-) и в журнале ордере № 10/1 бухгалтерской записью (дебет счета 10, кредит счета 20).

Распределение заработной платы, начисление на нее премий и резерва на отпуск рабочим. Большой удельный вес в затратах на производство занимают расходы, связанные с затратами труда и их оплатой. Распределению подлежит начисленная заработная плата, зафиксированная в соответствующих документах. Для административно-управленческого персонала - это лицевые счета и расчетные ведомости, где заработная плата рассчитывается согласно табелю использования рабочего времени и установленного договором (контрактом) оклада. Для рабочих -затраты времени и труда, кроме того, оформляются выпиской нарядов, маршрутных листов, листков о простое, о браке и пр. В них указываются сведения о месте выполнения работ, их видах, заказах, расценках и прочие показатели, необходимые для распределения указанных расходов. Оно производится в том же разрезе, что и расход материалов.

Распределенная сумма начисленной заработной платы служит основанием для расчета и распределения социального налога в Пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования в процентах, установленных Правительством РФ на эти цели.

Таким образом, на основе первичных документов и дополнительных расчетов бухгалтер составляет разработочную таблицу, которая может быть названа


«Распределение заработной платы, социального налога и резерва на отпуск и на выплату вознаграждений за выслугу лет». Последняя служит основой для записи операций в тех же регистрах, что и расход материалов (карточки аналитического учета затрат на производство по заказам, ведомости № 12 и 15).

Одновременно в этой таблице указывают:

суммы начисленных премий за счет затрат на производство (дебет счетов 20, 25, 26, кредит счета 70),

или прочих расходов (дебет счета 91),

или суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности (дебет счета 69, кредит счета 70),

или суммы отпускных, начисленных рабочим за счет резерва (дебет счета 96, кредит счета 70).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: