Во время подхода к началу крутого подъема сила тяги электровоза не должна быть наибольшей допустимой. Ведь когда головная часть поезда вступит на подъем, скорость ее движения замедлится, вагоны хвостовой части состава нагонят ее, произойдет оттяжка и в составе возникнут большие динамические усилия. Чтобы не допустить этого, в момент вступления на подъем постепенно увеличивают силу тяги, переходя на высшие позиции или включая несколько ступеней ослабления возбуждения.
Если подъем короткий, то ослабление возбуждения не снимают до вступления на перевал, а если крутой и затяжной, то, во избежание превышения допустимой температуры нагрева якорей двигателей, ослабление возбуждения постепенно снимают. При предельных токах это позволяет даже несколько увеличить силу тяги и обеспечить экономию электроэнергии. На подходе к крутым подъемам очищают поверхность бандажей, слегка притормозив локомотив вспомогательным тормозом и подавая одновременно песок.
Если подъем короткий и некрутой, а за ним следует площадка, то допустимо весь его пройти на выбеге.
Ведение поезда при переходе со спуска на подъем.
Оно осуществляется примерно так же, как и при переходе с площадки на подъем. Однако при высокой скорости или резком переломе профиля учитывают, что в момент вступления на подъем необходимо значительно увеличить силу тяги.
К концу спуска состав должен быть растянут, а рукоятки контроллера (вал ЭКГ) находиться в таких положениях, при которых имеется возможность постепенно повышать силу тяги до тех пор, пока весь состав не выйдет на подъем. Если машинист считает, что к концу спуска скорость будет настолько велика, что из-за большой э.д.с. в начале подъема ток не сможет возрасти до нужного значения, то он заранее (еще на спуске) притормаживает состав электрическим тормозом или автотормозами, затем заранее автотормоза постепенно отпускает, продолжая подтормаживать электровоз, в конце спуска тормоз локомотива отпускает и постепенно набирает позиции контроллера. Электровоз въезжает на подъем с растянутым составом.
Когда перелом профиля не очень резок, его можно пройти, не применяя тормозов. После того как произойдет «оттяжка» вагонов состава, включают контроллер.